Сочинение: Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»? 

(354 слова) Социально-философская драма М. Горького «На дне» была написана в 1902 году, и с разрешения местных властей неоднократно разыгрывалась на сцене театра, имея колоссальный успех у публики, как в виде пьесы, так и в виде постановки.

Сюжет драмы основан на описании жизни «бывших людей» в ночлежке. В силу разных обстоятельств они оказались собраны вместе под одной крышей и вынуждены взаимодействовать друг с другом. Каждый из них имеет свое прошлое, от которого им пришлось отказаться, и потому многие из них часто вспоминают о нем с тоской и горечью. С появлением в ночлежке странника Луки жизнь героев меняется, ведь он заложил в них необыкновенно сильное желание перемен, дал им надежду, веру в будущее: «Во что веришь — то и есть». Умирающей Анне он предрекает загробное счастье и спокойствие, Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице, вору Ваське советует ехать в Сибирь. Он подобен врачу, понимающему неизлечимость болезни, но все равно стремящемуся облегчить страдания больного.

Правда Луки о «сладкой лжи» и жалости к другим сталкивается с философией Сатина, убежденного в том, что человеку нужно всегда говорить правду: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». По мнению Сатина, человек лишь тогда сможет поменять положение вещей, когда по-настоящему осознает трагедию своего существования. Лука же стремится не к изменению ситуации, а к облегчению того креста, который несут простые люди.

По ходу действия пьесы начинает казаться, что способ странника берет вверх: благодаря его словам, ночлежники словно пробуждаются от долгой спячки и готовятся к новой жизни. В их душах просыпаются все лучшие чувства, однако в самый напряженный, момент Лука исчезает. Тем самым, писатель указывает на обреченность его метода, на его ложность и неэффективность. Столкнувшись с реальностью и лишившись той мощной поддержки, что давал им Лука, ночлежники погружаются в еще большее отчаяние, а Актер решается на самоубийство.

Таким образом, мечта и реальность противопоставлены в пьесе путем столкновения двух философских мировоззрений, двух «правд» Луки и Сатина. Позиция автора, тем не менее, не остается до конца однозначной. Резонер Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки: после его исчезновения именно он защищает старика. Благодаря нему возникает самый важный монолог произведения о значении Человека: «Это звучит. . гордо! ». В соединении этих двух философий и кроется ключ к возрождению человека, его духовному возвышению.

Автор: Софья Брудкова

Читайте также:

1 комментарий

  1. Александр:

    Сколько лет прошло, а пьеса все еще актуальна… Спасибо за работу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *