Как Простакова и Скотинин относились к крепостным?
(343 слова) В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» образы госпожи Простаковой и её брата Тараса Скотинина становятся воплощением безжалостного, невежественного помещичьего самодурства. Их отношение к крепостным людям показывает, насколько глубоко укоренилось в тогдашнем дворянстве чувство безнаказанности и презрения к тем, кто был «ниже по званию».
Простакова ведёт себя с крестьянами как с бездушными существами, предназначенными только для её выгоды. Она прямо признаётся, что полностью разорила своих подданных:
«Всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»
Для неё это не повод к стыду, а жалоба на то, что больше нечего грабить. Простакова уверена, что имеет полное право на любую жестокость:
«Я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…»
Её власть над людьми абсолютна, и она воспринимает это как естественный порядок вещей.
Помещица не просто сурова — она злонравна. Слуги для неё не люди, а «скоты» и «ведьмы»:
«А ты, скот, подойди поближе…», «Ты же ещё, старая ведьма, и разревелась…»
Простакова получает удовольствие от унижения других, считая грубость и побои единственным способом держать «дом в порядке»:
«С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится!»
Такое отношение превращает её в настоящего тирана, перед которым трепещут и слуги, и собственный муж.
Скотинин ничем не лучше сестры. Он также жесток и груб, но его жестокость соединена с тупостью и самодовольством. Для него крестьяне — это лишь источник дохода и средство удовлетворить личные капризы. Его страсть к свиньям подчёркивает животную ограниченность: он любит животных больше, чем людей. На вопросы о чтении и образовании он отвечает:
«Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки…»
Таким людям чужды сострадание и мораль — для них крепостные всего лишь «имущество», которым можно распоряжаться по прихоти.
Оба героя уверены, что дворянин имеет право на произвол. Их обращение с крестьянами — проявление старого варварского порядка, где сила и богатство ставятся выше человечности. Через Простакову и Скотинина Фонвизин разоблачает бесчеловечие и невежество помещиков, показывая, что именно такие «господа» тормозят развитие России. Их отношение к крепостным — это зеркало духовного убожества, в котором отражается разрушительная власть самодурства, гордости и невежества.
