Сочинение: История культуры серебряного века (кратко)
(659 слов) Разберемся сначала, что такое серебряный век. Серебряный век – исторически-литературный период времени в России конца 19 века и начала 20 века. Основные черты этой эпохи — отказ от сложившихся литературных традиций и канонов, многообразие принципиально новых литературных течений, экспериментальные методы словотворчества и инновационные подходы к форме и содержанию произведений. Именно в этот период появились, например, эротичные и запретные мотивы (по сравнению с прошлым периодом), а также черты декадентства (характерный эстетизм, философия упадничества и индивидуализм) , которые не свойственны предыдущему веку.
Истоки серебряного века родом из Европы, а именно из Франции. Там это направление получило название «конец века», потому что оно как началось в конце века, так и закончилось. У нас же, в России, оно приняло большой размах, что сильно повлияло на многих писателей и художников. Многие исследователи сходятся на том, что временные рамки серебряного века выглядят так: 1890-1921. Именно в 1921 году умер Александр Блок, один из самых известных поэтов-символистов, и его смерть принято называть концом серебряного века. Другие исследователи настаивают на том, что крайней точкой развития явления нужно считать 1930 год — время смерти Владимира Маяковского, поэта-футуриста. Действительно, и после смерти Блока многие поэты продолжали писать в рамках своих школ и течений, а вот уже после тридцатого года многих из них не осталось в живых, а другие просто уехали за границу, и их творчество приобрело другой оттенок. Как бы то ни было, в период Серебряного века появилось много течений, которые были пусть и разными по содержанию и форме, но объединялись одной идей — быть другими по сравнению с тем, что является классикой Золотого века. При этом кто-то из новых поэтов не отрицал наличие основы — классики литературы — и преемственности поколений в культуре, а кто-то (например, футуристы) боролся против общепризнанных авторитетов и грозился «сбросить Пушкина с корабля современности».
Самым первым и известным течением серебряного века стал Символизм. Сам по себе Символизм — это декадентское движение, в рамках которого было принято писать мрачные стихотворения с мистическим оттенком. Основные черты — это привязка к символам, которые что-то выражают не через прямое объяснение, а через детали и витиеватые словесные обороты. Образ-символ заменил традиционный художественный образ. Его вскоре дополнили такие течения в литературе как Акмеизм (противостоящий символизму в стремлении к ясности мысли и предметности образов), Имажинизм (течение, в рамках которого главным поэтическим орудием признается яркий образ) и Футуризм (авангардное течение новаторов, которые хотели оставить классику в прошлом и радикально изменить искусство). От них уже отделились и другие школы, за которыми следовало уже малое количество художников и литературных деятелей.
Серебряный век стал модернистским явлением. В начале 20 века весь мир охватила лихорадка преобразований: вслед за промышленными, политическими и техническими революциями менялось искусство. Живопись, театр, музыка, литература, архитектура — все это переживало бурный подъем. Творцы находили новые формы и материалы, слова и мазки красок. То, что раньше считалось «мазней», стало нравиться широкой массе людей. В музыку стремительным вихрем ворвался джаз, который породил новые, смелые и раскованные, танцы. Первая мировая война поразила мир своей жестокостью, и люди начали спешить жить, наслаждаться, любить, поэтому многие запреты и догмы пали. В этой атмосфере искусство тоже сбросило с себя оковы традиций. В русской литературе мы видим эти процессы именно в поэзии: Серебряный век подарил нам принципиально новых поэтов, творчество которых раскрыло доселе невиданный потенциал нашего родного языка.
Что же стало с Серебряным веком после смерти его героев? Основное различие было в том, что время менялось и восприятие тоже. Люди под влиянием времени изменились. Привыкшие к новым правилам социализма, жестким рамках идеологии, они уже не получали того разнообразия литературы, которое видели до октябрьской революции. Они окончательно оправились от переворота и гражданской войны, и новая власть начала насаждать свои стандарты для искусства. Из-за повальной эмиграции интеллигенции (Гиппиус, Цветаева) и таинственных самоубийств (Маяковский, Есенин), арестов (Мандельштам), репрессий (Ахматова), казней (Гумилев) оставалось все меньше и меньше тех, кто строго придерживался позиций прошлых годов и продолжал развивать свое новаторство.
Закатом же этого времени, как показывает история, становится Вторая мировая война. В войну наступает время совсем других взглядов и окончательный уход от эфемерного и возвышенного. Искусство становится приземлённей и ближе к народу, который переживает страшное несчастье и потери. Так закончился красивый и насыщенный период в истории русской культуры — Серебряный век.
Автор: Катарина Ирхина