Сочинение: Искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

(979 слов) В «Войне и мире» Л.Н. Толстой показывает развитие героев в контексте исторических событий. Автор демонстрирует, через какие преграды проходят герои при выборе решений, как они ошибаются и какие выводы делают из собственных ошибок. Именно сплетение личных и публичных мотивов делает изображение «диалектики души», свойственной для произведений Толстого, ярким и значимым. Наиболее полно в романе раскрыты линии исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Впервые с князем Андреем Болконским мы знакомимся в салоне Анны Павловны Шерер, описанном в начале романа. Андрей предстает перед нами женатым молодым человеком 27 лет, насытившимся опостылевшей жизнью светского общества. Ему чуждо все, этой жизни присущее, а потому он безразличен ко всему. Душой князь жаждет славы и битв, и эту жажду не может утолить ни жена Лиза, вынашивающая ребенка, ни светское общество, полное пустого пафоса. Он даже говорит Пьеру: «Никогда, никогда не женись, мой друг!». Поэтому начинавшаяся война зародила в Андрее надежду на обретение смысла жизни, который он видел в успехе в военных делах. Сам Андрей в разговоре с Пьером говорит:

«Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь».

Попав в штаб Кутузова по рекомендации отца, Болконский обретает ореол холодности и уважения в глазах сослуживцев. Но боевые действия предстают перед князем своей темной и далеко не пышной стороной. Но война оказывается совсем непохожей на пышные парады. В Аустерлицком сражении Болконский получает возможность показать себя, как героя. Видя массовое бегство солдат, он хватает знамя, после чего с боевым кличем «Ребята, вперед!» зовет бойцов в атаку. Это был тот самый желанный и сокровенный момент, Тулон князя Андрея. Но миг славы продлился недолго: князя ранят, после чего он падает и видит небо, красоту которого он раньше не замечал. В этот момент, посреди кровавой битвы, герой переоценивает свои жизненные ценности: Андрей понимает, что нужно жить более высокими, вечными ценностями, а слава и почет не сделают его счастливым. Преображение героя видно сразу после его пробуждения: князь видит своего кумира Наполеона, на которого равнялся, которого еще недавно мечтал встретить. Но герой не видит его таким, каким когда-то представлял, а видит его маленьким и ничтожным. Даже слова императора о подвиге князя Андрей воспринимает как «жужжание мухи». Вернувшись домой, князь застает роды жены Лизы и ее смерть, что толкает его на отказ от военной карьеры. Встретив на балу Наташу Ростову, герой как бы оживает, ведь с ней он может вести себя естественно и быть таким, какой он есть. Князь делает предложение Наташе, но их счастье длится недолго: во время отъезда Андрея Наташа изменяет ему с Анатолем Курагиным. Андрей продолжает сердцем любить девушку, что вынуждает его вернуться на военную службу, чтобы отомстить Анатолю и тем самым заглушить боль собственной души. Но тяжелое ранение в живот в Бородинской битве опять меняет приоритеты князя. Находясь на смертном одре вместе со своим недругом и видя его страдания, Андрей прощает Анатоля и предательство Наташи. Именно это решение помогает обрести ему истинное, хоть и недолгое, счастье вместе с любимой девушкой, которая выхаживает смертельно раненого Болконского. В конце своей жизни князь Андрей обретает смысл, принимает христианские ценности, начинает ценить любовь к ближним вместо фантомных целей, после чего умирает, оставив в душе Наташи самые теплые воспоминания.

Не менее интересна история исканий Пьера Безухова. Его трагизм в том, что при не самой красивой внешности герой красив душой. Пьер, полный светлых представлений о жизни и окрыленный желанием изменить мир, вернувшись в Россию, получает огромное наследство своего отца. Факт того, что Пьер был незаконным сыном графа, сильно раздражает претендентов на наследство. Получив богатство, Пьер думает, что внимание всех вокруг обращено к нему, хотя всех волнует не он сам, а его деньги. Именно поэтому Пьер попадает в ловушку Елены Курагиной, очарованный ее красотой, что приводит к свадьбе. Но отношения с Еленой вызывают у Пьера низкие желание, совсем непохожие на его представления о браке и семье. Он чувствует моральную неудовлетворенность, которую глупая жена и ее общество не могут утолить. Вскоре Елена показывает свое настоящее отношение к герою, что делает его разочаровавшимся в семейной жизни. Елена, пользуясь деньгами мужа, становится светской львицей и начинает изменять мужу. 6 лет брака Пьер был несчастен, пока Елена не умерла, что вновь дарит герою чувство свободы и гармонии с собой, ведь ему не нужно больше обманывать себя.

Новый смысл жизни Пьер Безухов находит в масонской ложе, в которую его приглашает Иосиф Баздеев. Пьер окрылен идеями масонов, но вскоре понимает, что эти люди хотят лишь его солидных денежных взносов, и им абсолютно чужды идеи, которые разделяет Пьер. После этого Пьер вновь теряет себя, предаваясь пьянству и гуляниям с Анатолем Курагиным. Война 1812 года заставляет Пьера пойти на фронт. Вместе с этим Пьер перестает восхищаться Наполеоном. В сражении Безухов чувствует себя лишним, его представления о войне, как о чем-то торжественном, не оправдываются. Герой видит смерть и страдания раненых сослуживцев, отчего в его голове рождается план оставить свой след в истории и убить Наполеона. Но замыслу не суждено сбыться, ведь Пьер попадает в плен, где знакомится с Платоном Каратаевым. Там, благодаря Платону, лишениям и страданиям, Пьер обретает веру в бога, осознание ценности жизни, любовь ко всему сущему. После плена Пьер женится на Наталье Ростовой, переживающей смерть Андрея Болконского. Она воплощает тот идеал супруги, о котором грезил Безухов. В браке он обретает счастье и трех детей, однако не бросает желания изменить мир, вступая в некую тайную организацию, о членстве в которой пишет Толстой в конце романа.

Искания Болконского и Безухова составляют огромный смысловой пласт в произведении. Именно герои, близкие Толстому, всегда испытывают на себе путь проб и ошибок, побед и поражений, взлетов и падений, ведь только так можно добраться до истины. Андрей и Пьер похожи в этом плане, ведь они, хоть и имели изначально разные стремления, в конце концов пришли к идее всепрощения и посвящения себя другим людям. Именно в этих героях находит отражение мнение самого Толстого о смысле жизни, что делает искания героев по-настоящему «живыми». Как говорил сам Л.Н. Толстой: «Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви».

Автор: Илья Шляпников

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *