Сочинение: Хозяева жизни в пьесе «На дне» (М. Горький)
(583 слова) Максим Горький был известным русским писателем. За свой творческий путь он создал множество произведений. Безусловно, пьеса «На дне» является одной из наиболее узнаваемых работ автора. Он завершил свою драму в начале 1902 года. Известно, что Горький создавал «На дне» специально для театральной постановки. В произведении автор затронул важные нравственные, моральные и духовные проблемы. Горький изобразил трагедию отверженных людей, которые опустились на самое дно жизни. Пьеса «На дне» представляет собой социально-философскую драму.
Читатель в полной мере ощущает атмосферу, в которой царят суровые законы. Здесь не существует таких понятий, как дружба, любовь, милосердие, счастье, радость, сострадание. И это не удивительно, ведь эти категории являются высшими жизненными ценностями. А обитатели ночлежки — люди, опустившиеся на самое дно общества. Отношение общества к нищим продублировано в их самооценке, оба этих взгляда взаимосвязаны: опустившиеся люди сами не хотят выбираться из своего нравственного и интеллектуального болота, поэтому другие отвечают им лишь презрением. Кто-то опустился из-за своей беспечности, глупости, вредных привычек, а кто-то пребывает здесь по распоряжению судьбы. Здесь можно встретить и пьяниц, и воров, и больных людей. Их всех объединяет полное бездействие, ведь они не предпринимают никаких попыток, чтобы исправить ситуацию. Даже Лука не в силах спасти людей, наоборот, его «сладкая ложь» лишь усугубляет ситуацию.
Людям ничего не остаётся, как идти в ночлежный дом, ведь им больше негде жить. Однако и здесь они не могут обрести спокойствие. Хозяевам ночлежки, предоставляющим место героям, не присущи сострадание, милосердие и великодушие. Они живут по своим собственным правилам, эти люди по-своему понимают жизнь. Хозяевами ночлежного дома являются Костылев, а также его супруга Василиса. Материальное благополучие для этих людей стоит превыше всего. Они готовы совершить любой поступок ради обогащения. Хозяева ночлежки только и думают о том, как накопить большое состояние Им нет дела до чужих бед. Для хозяев не существует никаких нравственных и моральных ценностей. Поэтому они лишь оскорбляют и унижают своих постояльцев. Или используют их криминальные наклонности, еще сильнее затягивая в омут заблудшую душу.
Читатель узнает, как познакомился Костылев с Василисой. Когда герой был уже немолодым, он решил снова жениться. Персонаж выбрал красивую девушку, которая была моложе его и жила в нищете. Она решила стать его женой только из-за денег. Василиса изменяла супругу с вором и мечтала избавиться от мужа.
Если Костылев просто жаден, подозрителен и зол, то Василиса отличается полной бесчеловечностью. Женщина пренебрежительно относится к обитателям ночлежки, но еще более жестока она к собственной сестре. Василиса все время упрекает её в том, что она ест последний хлеб. Она все время бьёт свою сестру, потому что та привлекает внимание Васьки Пепла — любовника Василисы. Самого возлюбленного, если его можно так назвать, героиня тоже не жалеет. Она стремится использовать его, чтобы избавиться от мужа и завладеть всеми деньгами. Алчность вытеснила из ее сердца все положительные эмоции.
Хозяева никогда не пойдут навстречу обитателям. Они будут всегда вымогать с бедных людей копейки, невзирая на их нищенское существование. Хозяева ночлежки создали людям невыносимую моральную атмосферу, в которой им приходится выживать. Это очень мерзкие люди, которые ни капли не стесняются пользоваться трудным положением других. Хозяева ночлежки никогда никому не помогут. Бедных людей они ещё больше загоняют на самое дно жизни. При этом их нельзя назвать «хозяевами жизни». Василиса и её супруг являются хозяевами своего захолустья, которое отличается бедностью. Так что их овчинка не стоит выделки, но даже эти крохи заставляют героев проявить все многообразие человеческих пороков.
Таким образом, хозяева ночлежного дома являются воплощением эгоизма, цинизма и бесчеловечности. Осуждая своих героев на жалкое существование, Максим Горький хотел донести до читателя простую истину. Необходимо с добротой и милосердием относиться к людям независимо от их социального статуса. Тогда душа не станет вместилищем зла и жадности.
Автор: Виктория Комарова