Сочинение: Характеристика семей в романе «Тихий Дон» (М. Шолохов)

Исследователь литературного наследия М. Шолохова, И.И. Цыпенко писал:

«Семья у Шолохова – изобразительный центр. Сквозь призму которого раскрывается нам «макрокосм» национальной культуры». 

Жизнь казачьей среды обстоятельно изображена автором, что помогает восстановить строй семейного уклада той эпохи. Начало XX века было тяжелым кровавым временем, именно поэтому слово «семья» приобрело еще более серьезную значимость для народа. 

В центре сюжета расположена линия семьи Мелеховых. Из-за того, что предок главного героя женился на турчанке, это семейство называли «турки». Пантелей Прокофьевич, настоящий казак по духу и крови, является главой семейства, состоящего из Григория, Петра, его жены Дарьи, Дуняши и их матери Ильиничны. Благодаря его умению правильно вести хозяйство, семья находилась в относительном достатке: все были при деле и подчинялись Пантелею. Горячий темперамент мужчины проявлялся во время побоев кого-то из младших, а его жена хлебнула горя в виде измен и побоев мужа. Патриархальность семьи и деспотизм ее главы часто порождали конфликты. Но несмотря ни на что, Пантелей Прокофьевич по-своему любил своих домочадцев и желал им счастья. Сыновья, служащие на фронте, вызывают у отца чувство гордости, не без внимания остаются жена и невестка. Дети и родная земля стали его смыслом жизни, поэтому он так часто вырывается с фронта гражданской войны и стремится скорее попасть домой. В то же время Пантелей и Петр были не только хозяйственными, но и жадными, алчными и нечистыми на руку людьми. Григорий то и дело заставал их за мародерством. Старшие Мелеховы слишком большое значение придавали материальным ценностям и часто упускали из виду «погоду в доме». Семья держалась только на терпении и страхе, а после гражданской войны и вовсе развалилась.

Желая найти своему сыну жену, Пантелей Прокофьевич отправляется к Коршуновым. Родители девушки сомневаются в кандидатуре жениха, но Наталье сразу понравился молодой человек, поэтому она настояла на том, чтобы брак свершился. В этой более богатой семье прижились более мягкие порядки. Она состоит из деда Гришаки, Мирона и его жены Лукерьи и их детей. Мирон тоже много пьет, грубо шутит и не считается с женой, но у них в доме меньше насилия. Все домочадцы также упорно трудятся, но имеют больше свободы. Например, Митька обесчестил дочь купца, а дома даже приставал к родной сестре. Но все, что скрыто от посторонних, не очень волнует Коршуновых. Так, семья была встревожена разговорами о разлуке Натальи и Григория, даже приняла свою дочь обратно, но реальной поддержки героиня так и не получила. Сильное давление окружения способствовало попытке самоубийства Натальи. Героиня понимает, что не хочет больше оставаться в своей семье, и возвращается в дом мужа.

Семья Астаховых — соседи Мелеховых. Муж и жена еще очень молоды, но в их гнездышке не наблюдалось ни любви, ни счастья, потому что Аксинья была изнасилована отцом, и Степан не смог принять «нечистую» жену. Она находится в постоянных расстройствах из-за того, что живет с человеком, которого не любит, и терпит от него бесконечное унижение. Она часто наблюдает мужа пьяным, грубым. Дома он появляется редко. Именно в это время Григорий начинает уделять Аксинье достаточно внимания, чтобы та влюбилась в него. Их отношения становятся основной любовной линией романа. Их жизни испытаны многими очень болезненными и тяжелыми случаями, но, чтобы не случилось, они всегда продолжают бороться за свое совместное будущее. 

Кошевые были бедной семьей без отца. Мишка, единственный сын, думал о пропитании всей семьи, был главным в ней. Он обладал упертым характером, благодаря которому смог взять себе в жены Дуняшу, не обращая внимания на запреты ее семьи. Мишка до конца воевал на стороне Красных, побеждая соперников. Но вот его семья была истреблена во время Гражданской войны, когда Митька Коршунов отомстил за сожженный дом и убийство дела Гришаки.

Война, приносящая только боль и разочарование, разрушила судьбы всех этих людей. Бесконечная череда смертей и арестов разорила дома и уничтожила семьи. Но более страшной потерей является постепенное разложение института семьи под влиянием экстремальных условий жизни и смены парадигмы мышления казачества.

Автор: Рада Хибба

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector