Сочинение: Характеристика фамусовского общества в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
(408 слов) Автор пьесы «Горе от ума» постарался детально изобразить быт и нравы общества того времени. Поэтому данное произведение является общественно-политической комедией, несмотря на то, что центральное место занимает любовная тема, которая в дальнейшем переходит на задний план сцены, уступая конфликту «века минувшего» и «нынешнего». Центральное место в конфликте отведено описанию так называемого «фамусовского» общества.
Автором были разоблачены пороки дворян того времени: жестокое отношение к крестьянам, несерьезность в служебном деле, которое нужно было лишь для получения высокого чина и дохода, консервативная борьба против новшеств.
Представителями «минувшего века» являются образы героев фамусовской Москвы. Павел Афанасьевич служит собирательным образом московского барина. По его мнению, самое главное в человеке — чины и огромное состояние:
Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами.
На его службе процветает кумовство:
При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки», — говорит сам хозяин.
Образование Фамусова находится на низком уровне. Он спокойно «спит даже от русских книг», а к иностранным произведениям и вовсе имеет глубокое отвращение. Чтущий патриархальный уклад, герой обличает «Кузнецкий мост и вечных французов», называя их «губителями карманов и сердец». Но, несмотря на ненависть ко всему французскому, отдает свою дочь на воспитание мадам Розье, поэтому Софья теряет связь с реальным миром и видит все происходящие сквозь призму сентиментальности. Этот поступок обличает склонность героя к двойным стандартам: он часто лицемерит и меняет взгляды, когда это выгодно. Фамусов боится общественного мнения и всегда держит нос по ветру, чтобы угодить ему. Даже видя трагедию своей дочери, он переживает лишь о том, что скажет Марья Алексевна.
Так как человек в фамусовском обществе оценивается по наличию чина, крепостных душ, Павлу Афанасьевичу важно выдать свою дочь за «золотого мешка, метящего в генералы» Скалозуба. Этот человек неграмотный, невежественный, высказывающий свое мнение обо всем «как истинный философ». Он пытается быть острым на язык, но старания эти можно назвать пустыми и пошлыми. На данное недоразумение не смущает ни самого претендента в женихи, ни отца невесты, которому важно лишь финансовое состояние и положение в обществе полковника.
В фамусовском мире отсутствует стремление к просвещению и саморазвитию: все внимание сосредоточено на балах и приемах. После слов Чацкого о возможности свободного выбора между тем, чтобы служить и уклониться от этого, Павел Афанасьевич с невообразимым возмущением вскрикивает: «Да он властей не признает!».
Все эти черты фамусовского общества говорят об удручающей несвободе людей того времени. Они боятся чувств, знаний, перемен, даже своего окружения. Ксенофобия ограничивает их и духовно, и интеллектуально. Не принимая Чацкого, герои отказываются от будущего и обрекают себя на финал без продолжения.
Автор: Рада Хибба