Сочинение: Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» (+ таблица с цитатами)

В начале девятнадцатого столетия Александр Сергеевич Грибоедов написал одно из своих выдающихся произведений «Горе от ума». В известной комедии писатель показал столкновение старых и новых порядков. Таким образом, автор отразил в своем произведении противостояние двух политических точек зрения: консерватизм и либерализм. Чацкий является представителем нового поколения. А в образе Фамусова Александр Сергеевич показал приверженца старых порядков и традиционных ценностей. Чтобы лучше понять замысел «Горе от ума», рассмотрим характеристику одного из главных персонажей комедии — Фамусова.

Вариант 1: Кратко

(422 слова) «Горе от ума» – пьеса, уникальная по своей форме. В комедии А.С. Грибоедова тесно переплетаются классицистическое, романтическое и реалистическое начала. Произведение вышло в свет в 1833 году со значительными цензурными купюрами – в этот период ещё рано говорить о формировании реализма в русской литературе. Однако тенденции нового зарождающегося направления уже нашли отражение в творчестве Грибоедова. Одним из их проявлений являются характеры героев, далеко не такие однозначные и «плоские», как это принято, например, в отживающем свой век классицизме. Не составил исключения и образ Павла Афанасьевича Фамусова: в своей реалистичности он не поддаётся чёткому определению положительности или отрицательности.

С одной стороны, образ Фамусова с первых сцен комедии вызывает больше неодобрения, нежели сочувствия. Чиновник на государственной службе, небедный дворянин, он чересчур тщательно следит за собственной репутацией – это одна из ключевых комических черт его персонажа. Эта гипертрофированная забота о сохранности собственного статуса определяет большинство поступков героя, застилает ему глаза и заставляет продолжать стоять на своём даже в очевидно проигранных спорах. Интересно, что комедия завершается именно громкими переживаниями Фамусова о молве и общественном мнении:

«Ах! Боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

На социальное положение дворянина и этот его страх потерять обретённые в обществе позиции указывает и его говорящая фамилия – сохранившаяся в комедии черта классицизма – Фамусов от английского «fame, famous» (слава, известность, известный). Кроме того, его характеру присущи непостоянство, раздражительность и высокомерие, что отчасти сближает его с образом барина-самодура, который нередко встречается в литературе. Уличить Фамусова можно и в льстивости, чрезмерном чинопочитании и грубом отрицании просвещения – перед читателями (зрителями), однозначно трактующими этот персонаж, предстаёт грубый ретроград. Это также делает образ Павла Афанасьевича ещё более комичным и, кроме того, усиливает явную антитезу Фамусов – Чацкий.

С другой стороны, эти явно не украшающие человеческий характер черты поддерживают вполне реалистичный образ помещика первой половины XIX века. Чинопочитание вплоть до идолопоклонства и так называемое ретроградство – явные следствия консервативного воспитания, которое только и мог получить от своих родителей будущий дворянин. Между тем, за этими чертами, огрубляющими характер Фамусова, мало кто замечает добродушного и любящего отца, искренне заботящегося о благе собственной дочери, которую после смерти жены он был вынужден воспитывать в одиночку. За ретроградом часто не видят человека, свято чтящего семейные узы, а за грубыми монологами и выпадами в адрес Чацкого не всякий заметит нормальное человеческое раздражение человеком, беспрестанно и не к месту навязывающим собственные идеи.

Таким образом, персонаж Павла Афанасьевича Фамусова весьма реалистичен и далеко не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Наряду с грубым ретроградом в нём нельзя не увидеть и доброго, любящего отца, всего лишь мечтающего о благе родной дочери и не понимающего, чего от него хочет Чацкий.

Вариант 2: Подробнее

(426 слов) В образе Павла Афанасьевича Фамусова Александр Грибоедов воплотил вдовца, который воспитывает дочку Софью. Образ Фамусова олицетворяет «век минувший». Фамусов является богатым чиновником и живет в Москве. Однако его взгляды больше подходят холопу, чем господину, что позволяет читателю осознать несправедливость высокого положения героя.

Так, герой не симпатизирует умным и просвещенным людям. Он даже упрекает дочь в том, что она чрезмерно увлечена чтением книг. Ведь, по мнению Фамусова, книги бесполезны и засоряют мозг человека, а также заставляют его слишком вольно мыслить. Образование, по мнению Павла Афанасьевича, также не несёт никакой пользы. По словам Фамусова, ученость является бесполезным делом для семейной и служебной жизни.

Что же заменяет человеку разум? По мнению героя, для успеха достаточно одобрения тех, кто находится «сверху». Для Фамусова превыше всего общественное мнение, а не то, каким он является в действительности. Как известно, в прошлые времена общество дворян жило под властью слухов и предрассудков. Для такого общества мнение окружающих являлось важнее всякого достижения или поражения. Фамусов не изменяет этим принципам, он строго им следует. Для него очень важным является знакомство с «нужными людьми». Ведь благодаря ним Фамусов сможет извлечь для себя определённую выгоду. Интересно, что из-за желания во всем походить на других и претендовать на их лояльность Фамусов часто нарушает свои же принципы. Так, он убеждён, что ученость является бесполезной и она не нужна. Но, несмотря на свои убеждения, главный герой находит учителей для своей дочки, так как видимость образования ценят в обществе. Чтобы вызвать уважение, герой говорит, что «монашеским известен поведением», но за углом, пока никто не видит, пристает к служанке. Мир Фамусова — это мир двойных стандартов, где все не то, чем кажется. Читатель видит, как выражает свое почтение Фамусов по отношению к знатным особам, но при этом он знает, какова цена этой знатности.

Но некоторые положительные черты характера главного героя заслуживают внимания. Так, к ним относится гостеприимность и добрый нрав. Когда отец Чацкого скончался, Фамусов взял его себе на воспитание и полюбил его как родного сына. Главный герой очень дорожит прошлыми воспоминаниями и бережёт их как зеницу ока. Но отрицательные качества у главного героя преобладают над положительными, негативных черт у Фамусова больше. Так, персонаж часто злится совершенно напрасно. Фамусов очень грубо обращается с прислугой. Он даже может обозвать нелестными словами крестьян. Фамусов почитает только богатых и знатных и по возможности льстит им. По мнению героя, способность выслуживаться является отличным качеством, которое может помочь человеку добиться высокой должности и авторитета.

Важно понимать, что Павел Фамусов — это всего лишь отражение своего века, своей социальной группы и ее предрассудков. Он принадлежит к числу конформистов, которые подстраиваются под любые условия и не имеют твердых убеждений.

Черты характера Фамусова и другие характеристики Цитаты
Лицемерие и притворство

«Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!..»

Кумовство и блат

«Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,  Ну как не порадеть родному человечку!..»

Алчность и зацикленность на материальных ценностях

«Кто беден, тот тебе не пара…»

Активность и суетливость

«Как суетится! что за прыть!..»

Гневливость без причины

«Тот часто без толку сердит…»

Грубость и несдержанность по отношению к слугам

«Ослы! сто раз вам повторять?..»

Лесть и лизоблюдство перед богатыми и знатными

«Неужто для друзей не делать мне ни шагу, Сергей Сергеич дорогой! Кладите шляпу, сденьте шпагу; Вот вам софа, раскиньтесь на покой.» (Фамусов принимает у себя Скалозуба, действие II явление 5)

Невежество и отрицание просвещения

«Ученье — вот чума, ученость – вот причина…»

Гостеприимство

«Ко мне он жалует частенько;  Я всякому, ты знаешь, рад…»

Чинопочитание

«Желал бы зятя он с звездами, да с чинами…»

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *