Сочинение: Грешники в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)

(529 слов) Праведность подразумевает под собой обязательное следование заветам божьим. Греховность же, напротив, подразумевает игнорирование заповедей. В большинстве произведений классической отечественной литературы есть свои персонажи-праведники и грешники. В этом сочинении речь пойдет о последней касте людей в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова. 

Данная работа была вершиной творчества поэта, в неё он вложил все, что только мог и умел. В том числе он внес в одну из глав народное и свое личное мнение о грехе и его прощении. И делает автор это через притчу «О двух великих грешниках», начало её звучит так: 

«Было двенадцать разбойников, Был Кудеяр – атаман, Много разбойники пролили Крови честных христиан…». 

Перед нами предстает первый грешник, разбойничий атаман, который, безусловно, виновен. Но совершенно неожиданно все меняется для нашего героя, в нем просыпается совесть. Закаленный годами наслаждения от жизни в безбожии, разум Кудеяра очень долго сопротивляется зову души, но все же от него никуда не уйти. Распустил атаман своих подчиненных и отправился замаливать свои грехи к гробу Господню. Но легче ему почему-то не становилось: 

«Денно и нощно всевышнего Молит: грехи отпусти! Тело предай истязанию, Дай только душу спасти!»

И случилось чудо, смилостивился Боже, послал ему святой лик, что призван был передать: будут его грехи прощены, но при условии, что своим окровавленным ножом он срежет вековой дуб. Кудеяр покорно принялся за нелегкую работу. Но тут ему повстречался помещик, которого звали пан Глуховский. Он не только был «первым барином на той стороне», но и был известен редкой жесткостью по отношению к своим крепостным. Он и был вторым грешником. Постаревший герой рассказал ему свою историю, в назидание, в научение. Но вместо того, чтобы внять чужим словам, Глуховский лишь снисходительно ухмыльнулся: 

«Жить надо, старче, по-моему: Сколько холопов гублю, Мучу, пытаю и вешаю, А поглядел бы, как сплю!» 

Услыхав это, бывший разбойник пришел в ярость, бросился на пана и убил, вонзив нож прямо в грудь. И в ту же минуту вековой дуб рухнул, жизнь покинула дерево, как покинула тяжесть грехов душу Кудеяра. На этом и заканчивается притча. В чем мораль? Почему один грешник заслуживает прощения, а другой – смерти? Как уже говорилось выше, мысль Некрасова здесь сливается с народной. Первый, хоть и был убийцей и душегубом, раскаялся в своих грехах. Кроме того, разбойник происходил из семьи бедняков, и его на порок толкнула нищета. Второй же, богач и лентяй, не только заставил свою совесть молчать, но и мучил невинных крестьян, которые всю жизнь трудились, кормили его, которые являются основой всего хозяйства в стране. Он начал свой преступный путь не из-за нужды и лишений, а играючи, из-за скуки. Грех пана Глуховского – самый страшный грех, по мнению народа, ведь он тиранил крестьян, зависимых от него людей, просто так, даже не рискуя собой, как делали это настоящие разбойники. А потому лишить жизни такого ужасного человека — не грех, а подвиг, за который Бог отпустил Кудеяру все грехи. 

Согласно православной морали, нет такого греха, который Бог не простил бы людям, но лишь тем, кто покаялся. Блудный сын Кудеяр был именно таким, поэтому Бог принял его молитвы. А если человек не чувствует вины, не признает ошибку, значит, он отрекается от Бога и его законов. Это и есть грех, который нельзя простить и исправить. Н.А. Некрасов знал свой народ, свою веру, поэтому смог выразить эту непростую истину в своем произведении.

Автор: Василиса Шатыбелко

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector