Сочинение: Главные темы произведения «Детство» (Л.Н. Толстой)
(597 слов) Главная тема, которую хотел раскрыть Толстой в своем произведении, совпадает с названием книги. Это детство не только главного героя, но и его сестры и брата. Первая дружба, первая любовь — все эти чувства показаны Толстым ярко и подробно, от имени первого лица, что дает произведению такую популярность среди молодежи нашего времени. Но какие же еще темы были затронуты автором?
Во-перых, это нравы и быт дворянства. В семье Иртеньевых все подчиняются закону послушания, а главный в доме — отец. Он занимается финансовыми делами и обеспечивает жену и детей. Его слово — закон, и даже супруге не удается отсрочить отъезд горячо любимых сыновей. При этом сам отец изменяет супруге и играет в азартные игры, и об этом в доме говорить не принято. Мама Николеньки не обсуждает эти вопросы и делает вид, что ничего не происходит, чтобы не расстраивать детей. Все стараются быть дружелюбными, заботливыми и нравственно воспитанными. Так, дома к столу прибегают все дети вовремя и ждут обеда, вся семья должна быть в сборе, таков негласный закон. Учение — свет, поэтому к образованию детей приучают с малолетства и ожидают от них успехов. Впечатление от нравов дворянства складывается двойственное. Внешне все идеально: мама — ласковая и нежная, отец — строгий и справедливый, дети — воспитанные и почтительные. Но уже взрослый автор дополняет эти картины реальными фактами, скрытыми от глаз ребенка. На деле ситуация в семье не радует: папа ведет двойную жизнь, мама терпит такое отношение, а дети и вовсе ничего не знают об этом.
Во-вторых, автор размышляет о становлении личности. Толстой — новатор, его психологизм восхищает читателя. Мы видим мальчика, который рефлексирует постоянно, создает себе правила, не следует им, сомневается и снова учится. Таким образом, он формируется как личность, этап за этапом. В «Детстве» мы видим этап настоящего ребяческого детства дома, где все грезы и мысли кажутся единоверными, но потом Николенька со временем и опытом, даже минимальным, осознает, что все не так радужно. Сначала переезд, расставание с мамой и всем привычным. Потом мама умирает, это самый болезненный след, который заставляет мальчика рано повзрослеть и оставить все легкомысленные мысли позади.
В-третьих, писатель рассуждает об адаптации в коллективе. После переезда в Москву мальчик часто вспоминает дом, маму, и ему кажется, что это было когда-то далеко и не с ним. Николенька сравнивает себя со всеми, комплексует из-за внешности, боится высказывать мнение. Он быстро сближается с Ивиными и обретает друга, но как не окрепший личностно, он не просто переживает взаимоотношения с ним. Игры с ребятами и первая дружба, первая любовь и первые сомнения — все это знакомо каждому из нас. Мальчик адаптировался в новой атмосфере так же, как и мы когда-то в школе.
В-четвертых, автор заостряет внимание на поисках себя. Николенька — неуверенный в себе мальчик, но развитая личность, поэтому он сомневается, сравнивает себя сначала с братом, потом с воображаемым идеалом в своей голове, потом с другом. Он пишет себе правила, хочет выполнить, у него не получается, его кидает из стороны в сторону. Но он найдет себя, просто чуть позже
В-пятых, автор рассматривает отношения в семье. Мама, как и для Толстого, для Николеньки – ангел во плоти, идеал, светлый образ. Отец для него — рассудительный и умный авторитет, все дети в семье уважают своих родителей и стараются во всем быть лучше. В семье, пусть и неидеальной, все построено на нравственном воспитании, значит, совесть, разум и добро играют важную роль в жизни домочадцев. Поэтому все тепло относятся друг к другу.
Таким образом, автор учит нас замечать ребенка, быть внимательными к душе человека и не забывать про свободу. Николеньке делали замечания, но полагались на его собственный разум, построенный на совести и правильном воспитании. Также Толстой обьясняет, как важно рефлексировать, учиться и развиваться, не бояться чувствовать и говорить то, что лежит на сердце. Это и есть основы счастливого детства.
Автор: Аида Убиева