Главные герои рассказа «Уроки французского» (В.Г. Распутин)

В центре рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» – история школьной учительницы, нарушившей профессиональный устав ради того, чтобы помочь ученику. Повествуя о непростой судьбе главного героя – мальчика-пятиклассника и описывая, с каким упорством и даже самоотвержением ему помогала учительница французского языка, автор утверждает, что доброта и человечность не имеют ни возраста, ни статуса, ни предписаний – в любой ситуации следует оставаться человеком. Главные герои рассказа «Уроки французского» становятся этому живым примером.

С одной стороны, мальчик, приехавший из деревни в город ради продолжения учёбы, – старательный и способный ученик. В родной деревне он слыл за «грамотея», и потому мама не пожалела средств, и без того скудных, чтобы отправить его в городскую школу. Учиться и жить полной жизнью ребёнку мешает бедность, едва не доходящая до нищеты: он не может позволить себе даже простейшие продукты питания. Юному мальчику рано пришлось повзрослеть: несмотря на возраст, он мыслит достаточно зрело. Ему не чужды благородство и чувство собственного достоинства – герой не принимает помощь Лидии Михайловны, учительницы французского языка, когда та присылает ему продукты, пытается накормить и дать денег. Улучшить условия своей жизни за счёт доброй учительницы герою не позволяют скромность и совесть. Важно также отметить, что на деньги мальчик начал играть не из азарта и не из транжирства, но лишь для того, чтобы иметь возможность на выигранные деньги купить себе еды. Так, невзирая на юный возраст, главный герой мыслит и действует достаточно зрело; его поступки не лишены благородства и чувства собственного достоинства, несмотря на то, что он испытывает крайнюю нужду.

С другой стороны, Лидия Михайловна, классный руководитель и учительница французского языка в классе, где учится главный герой, сразу отметила его как способного и смышлёного ученика. Она видела, что он крайне нуждается в материальной помощи, и не могла остаться в стороне. Однако, как мы знаем, ребёнок всячески противился этому и не мог принять ни продукты, ни деньги от учительницы. Поэтому Лидия Михайловна пошла на хитрость. Она несколько раз нарушала субординацию, незыблемые границы между учителем и учеником: присылала ученику посылки с едой, старалась накормить у себя дома и предложила игру на деньги. Однако, нарушая правила, Лидия Михайловна поступала гораздо более человечно и высоконравственно, чем те, кто никогда их не нарушал, – она реально помогала ученику и была готова пожертвовать собственной карьерой и местом работы ради его минимального благополучия. Играя в безобидную игру на минимальные деньги, женщина поддавалась, чтобы ребёнок чаще выигрывал – на вырученные деньги он мог купить себе больше еды, успокаивая совесть тем, что тратит честный выигрыш.

Завершая рассуждение, важно отметить, как контрастирует с человечной Лидией Михайловной и благородным пятиклассником образ директора школы. Василий Андреевич, узнав о том, что учительница играет с ребёнком на деньги, грубо её отчитывает. Лидия Михайловна даже не пытается оправдываться, берёт всю вину на себя и оставляет работу в школе. На мой взгляд, Василия Андреевича нельзя ни в чём винить – он поступил так, как того требует школьный устав и внешнее соблюдение приличий. Должность директора школы подавила его доброту и человечность, и потому он даже не пожелал разобраться в ситуации. Лидия Михайловна же с учеником всегда вела себя как обычный человек, а уж потом как учительница – в этом уникальность её образа и значительное преимущество перед директором.

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *