Сочинение: Герой и эпоха в комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(590 слов) А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума” (1824 г.) описал общественные тенденции, характерные для эпохи 1812-1825 года. В этот период в Российской империи, победившей великую армию Наполеона и прославившейся на мировой арене, начался подъем новых патриотических настроений. Поколению победителей хотелось коренных перемен в российской действительности. Вокруг сценариев развития страны стали образовываться тайные общества и кружки, которые учреждали и посещали люди вроде Чацкого или его высмеянного двойника в кривом зеркале — Репетилова. Но все они имели небольшое влияние на положение в государстве, потому что все еще была сильна консервативная часть дворянства — то самое «фамусовское общество», которое не было заинтересовано в переменах. Автор столкнул «век нынешний» и «век минувший», чтобы достоверно показать социальный конфликт, в котором на кону стояло будущее России.

Главный герой комедии Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий. Это герой-пропагандист, яркий представитель прогрессивной дворянской молодежи 10-20 годов 19 века. В его страстных обличающих монологах представлены все актуальные проблемы его времени, которые герою не терпится решить. Он выражает протест против крепостного права на основании его аморальности и несоответствия современным реалиям. Он осуждает невежество дворянства и его тягу ко всему иностранному. В его речах отводится особое место карьеризму, блату, «прислуживанию», которые вытесняют реальный труд и способствуют деградации социальных институтов. К сожалению, это не просто брошенные на ветер упреки. Каждому слову Чацкого, осуждающего свою эпоху, находится подтверждение в тексте. Так, Скалозуб и Фамусов винят просвещение во всех своих бедах и мечтают сжечь книги. Павел Афанасьевич в качестве назидания рассказывает Чацкому историю успеха Максима Петровича: тот пару раз специально поскользнулся и упал, чтобы развеселить царицу и заслужить выгодные должности. Этот же бесчестный путь Фамусов без тени сомнений рекомендует своему гостю. Именно за такого «ловкого» человека он готов отдать свою дочь. А сама Софья подтверждает слова Александра о слепом потакали иностранной моде. Увлечение французскими романами делает ее уязвимой и предсказуемой для карьериста Молчалина, который завоевывает ее сердце умением сыграть героя французской любовной прозы. Однако все эти особенности консервативная часть общества не замечает: косность и праздность ума вытеснили все способности к рефлексии и самокритике. Это основная проблема фамусовского окружения — они могут увидеть и признать свои же собственные недостатки и живут в счастливом неведении, в то время как Чацкий получает лишь горе от своего ума. Он-то видит, что такими темпами Россия превратится в отсталую рабовладельческую страну, где у светлых начинаний не будет возможности для реализации.

Некоторые критики (например, А.С, Пушкин) отказывали Чацкому в наличии ума, раз он не видит, что его слова ни к чему не приведут. Однако его попытку вразумить фамусовское общество можно трактовать по-другому. Он только что вернулся из-за границы и не знал, в каком состоянии пребывает дворянство. Александр хотел разобраться и смог сделать это, показав нам особенности своей эпохи. На сознательность и ясность мыслей Чацкого указывает то, что он не спешит впадать в другую крайность — огульное осуждение всего и вся. Он прерывает болтовню Репетилова, увлеченного неизвестным, далеким идеалом и бессмысленно отрицающим “законы, совесть, веру”: “Послушай, ври, да знай же меру!” Чацкий требует службы “делу, а не лицам”: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Он не смешивает веселья или дурачества с делом, как Молчалин. Чацкий тяготится среди пустой, праздной толпы “мучителей, предателей, зловещих старух, вздорных стариков”. Он отказывается преклоняться перед их авторитетами, которые “пред всеми знали почет”, в “чины выводили и пенсии давали”, но “когда же надо было подслужиться”, и они “сгибались вперегиб”. Таким образом, у него есть конкретные идеалы, цели и претензии, а абстрактные жалобы на то, что все плохо.

Таким образом, эпоха начала 19 столетия в России описана А.С. Грибоедовым ярко и образно через диалоги и монологи героя — Чацкого. Именно он стал нашим гидом в «фамусовском обществе» и пролил свет на истинное отношение консервативной части дворянства к важнейшим вопросам того времени.

Автор: Ирина Пегова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector