Сочинение: Герои-двойники в «Горе от ума» (А. С. Грибоедов)

(447 слов) Литература, как и другие виды искусства, очень часто служит средством выражения взгляда автора на реальность, в которой он живёт, на окружающую его действительность и проблемы общества, в котором существует творец. Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» — не исключение. В ней писатель отразил реалии XIX века, нравы столичного дворянства того времени, борьбу старого и нового. В этом ему помогли мастерски созданные характеры персонажей. Однако для того чтобы глубже раскрыть эти образ, а в особенности образ главного героя — Александра Чацкого — автор рисует для него карикатурного двойника. Это искусный художественный приём, который встречается не очень часто в классической русской литературе. 

Вспомним, кем был сам Чацкий в комедии. Он выражал идеи «века нынешнего». Скорее всего, А. С. Грибоедов даже вложил в уста главному герою идеи декабристов. Александр Андреевич не просто придерживается свежих взглядов, он также критикует мировоззрение «века минувшего», выступает против его идей — против безнравственности, простив крепостничества, против приторной услужливости: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит герой. Он против того, чтобы ставить высокий чин выше человеческой личности, выше морали и нравственности, выше справедливости. 

Единомышленники у Чацкого есть, но все они — за пределами дома Фамусова, который является ярким представителем «века минувшего» и отцом возлюбленной Александра Андреевича. Главного героя окружает закоснелое общество, которое не готово к изменениям, не готово честно признать свои пороки и искоренить их. Так что очень скоро из-за бесстрашия в выражении взглядов, из-за резкости высказываний, Чацкого сочли сумасшедшим и вынудили удалиться.

Для того чтобы более точно и ярко изобразить образ Александра Андреевича и отразить реалии того времени, А. С. Грибоедов вводит в комедию второстепенного персонажа — Репетилова. Фамилия у него говорящая — она образована от французского слова repeto, что значит «повторяю». Репетилов, как двойник-карикатура, способен только повторять

слова Чацкого, его свежие взгляды, но по-настоящему осознать новые идеи он не может. Несмотря на то, что Репетилов появляется лишь в последней сцене, он значительно влияет на уже сложившиеся у читателя впечатление и углубляет понимание главной идеи А. С. Грибоедова. 

Появляясь на вечере у Фамусова, Репетилов застаёт общество, которое уже уверовало в совершенное безумие Чацкого. Но гость не верит в это и зовёт Александра Андреевича на собрание некоего тайного общества, прообразом для которого, должно быть, послужило декабристское общество. Хотя Репетилов сам признаётся, что понимает далеко не все идеи этого общества: «Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп…». Чацкий отказывается от предложения героя-двойника.

Таким образом, с помощью создания карикатурного персонажа-двойника для главного героя, А. С. Грибоедов глубже раскрывает основную мысль пьесы, показывает читателю пороки дворянского общества XIX века. На фоне Репетилова, который «поддерживает» свежие идеи только потому, что это модно, читатель яснее понимает образ Чацкого, который напротив — искренне верит в то, что говорит, в новое мировоззрение. И несмотря на огромное количество таких «Репетиловых» в обществе, время Чацкого всё-таки наступит, хоть и немного позже. 

Автор: Мария Сербина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector