Доброта в рассказе «Уроки французского» (В.Г. Распутин)
(427 слов) Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» в известной степени уникален: автор рискнул поднять достаточно противоречивые темы, среди которых нарушение субординации между учителем и учеником. Учительница французского языка Лидия Михайловна подверглась осуждению директора школы и была вынуждена оставить работу из-за того, что играла с учеником на деньги, однако все её действия были продиктованы исключительной добротой и человечностью. Этим качествам, которых людям подчас так не хватает, главным образом и посвящён рассказ.
Ключевой проблемой главного героя – школьника-пятиклассника – являлась постоянная нужда. Его семья осталась в деревне бороться с постоянной нищетой, в то время как ребёнок поехал в город учиться. Мама периодически высылала ему какие-то деньги и простейшие продукты, сама во всём себе отказывая, но и этого катастрофически не хватало – ребёнок постоянно недоедал. Эта нужда и вынудила играть его со взрослыми мальчишками на деньги. Он всегда играл мало и, забирая выигрыш, весь его тратил на молоко. Главному заводиле в компании не нравилось, что мальчик быстро выходит из игры – за это его, главного героя, сильно избили.
Учительница французского языка Лидия Михайловна сразу отметила способности умного мальчика, при этом она не могла не видеть, как он страдает от нужды. Узнав, что тот играет на деньги, чтобы прокормиться, женщина сначала пыталась помогать ему напрямую – предлагала деньги, покупала продукты, силилась накормить ужином у себя дома. Однако она чувствовала, что это задевает чувство собственного достоинства мальчика, и потому решилась пойти на хитрость.
Действительно, дополнительные занятия французским языком были скорее предлогом, нежели реальной целью Лидии Михайловны. Вскоре после того, как французское произношение главного героя стало более-менее сносным, женщина ненавязчиво предложила ему безобидную полудетскую игру на минимальные деньги. Играя в «замеряшки», женщина преображалась и сама вела себя по-детски, что удивляло ученика ещё сильнее, чем сам факт того, что учительница предложила ему азартную игру. Лидия Михайловна намеренно поддавалась и проигрывала мальчику, чтобы тот получал деньги и на «честный выигрыш» мог купить себе еды.
Шумная, пусть и безобидная игра на деньги не осталась незамеченной – героев поймал с поличным директор школы, живший по соседству от Лидии Михайловны. Учительница не стала оправдываться и моментально во всём призналась, взяв всю вину на себя. Она была вынуждена уволиться из школы и уехать к себе на родину, на Кубань, хотя, казалось, совсем об этом не жалела. А через некоторое время после её отъезда главный герой получил посылку с невиданными им раньше кубанскими яблоками.
Итак, Лидия Михайловна нарушила негласный преподавательский устав, играя с учеником на деньги, однако поступила гораздо человечнее и мудрее чем те, кто этот устав неукоснительно соблюдал. Она поставила на кон свою преподавательскую карьеру и была готова ей поступиться ради того, чтобы помочь ребёнку, который для неё стал большим, чем просто учеником – он вызвал её сострадание.
Автор: Фаина Пастернак