Итоговое сочинение: Забвение прошлого грозит его повторением (2 варианта)

Многомудрый Литрекон представляет два варианта итогового сочинения по направлению «Забвению не подлежит» на тему «Забвение прошлого грозит его повторением». Здесь Вы можете найти примеры из книг Гоголя и Толстого.

Вариант 1

(558 слов) Чем грозит человечеству забвение прошлого? Многие люди ответят: «Его повторением». И они будут правы, ведь все мы набираемся опыта для того, чтобы не совершать тех ошибок, через которые мы уже прошли. Без этого невозможно развиваться, так как бесчисленное повторение одних и тех же событий не дает нам и шагу ступить вперед — к новым достижениям. Данная закономерность стала объектом исследования многих авторов, к произведениям которых мы обратимся за примерами.

Как известно, люди изучали историю своего народа далеко не всегда. В прошлом этой науке уделялось мало времени и сил. Поэтому мы видим, как наши предки из века в век повторяли одни и те же ошибки, замедляющие развитие человечества. Например, в древнейшем памятнике русской литературы, «Слове о полку Игореве», главный герой идет на поводу у своего тщеславия и ведет войска в атаку на половцев, не договорившись с остальными князьями. С собой он взял лишь брата Всеволода. Если первые бои прошли успешно, то последующие обернулись полным разгромом армии. Игорь попал в плен, а многие его соратники погибли. В результате этого нелепого похода многие русские земли остались без защитников, и кочевники воспользовались этим. Князь киевский горько сетует на неопытность Игоря. Ему с трудом удалось добиться перемирия с половцами, а его родственник все разрушил, потому что хотел от боя славы, а не результата. Святослав произносит речь о том, что русские князья должны объединиться перед лицом внешней угрозы и действовать только сообща. Ради почестей кровь проливать не стоит, как и ради власти. Биться нужно за независимость и процветание Руси — целой и единой. Эти исторические уроки могли бы пригодиться многим нашим соотечественникам, но пропали даром, ведь в древние времена люди пренебрегали своим образованием и не знали истории. Учились лишь единицы, да и те не могли применить свои достижения в науках на практике. Подтверждение этому мы находим в произведениях, которые последовали за «Словом о полку Игореве».

Например, в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» главный герой совершенно не знал о существовании князя Святослава и его мудрости. Он не изучал поход Игоря на половцев и его итоги. Поэтому Тарас решил спровоцировать вооруженное нападение хоть на кого-нибудь, лишь бы дать своим сыновьям возможность получить славу на поле брани. Два брата не прогостили дома и недели, а их отец уже организовал поездку на Сечь. Там старый полковник не угомонился: он предложил кошевому напасть на «басурман», но получил в ответ отказ. Оказывается, они недавно заключили мир. Это обстоятельство не убедило Тараса в правоте кошевого. Он настроил собрание казаков против него, чтобы выбрать нового главу и убедить его пойти войной на другой народ. Тарас придумал хитрый план: нужно напасть на селение «басурман» малыми силами, чтобы основная армия отразила гнев султана. Герой был готов пролить кровь невинных людей, нарушить свое слово, лишь бы добиться почестей и славы. Он едва не совершил ту же ошибку, которая привела князя Игоря в плен к половцам. Более того, он отчасти повторит его судьбу: пока казаки будут осаждать Дубно, татары нападут на их земли и украдут их богатства. Эти примеры демонстрируют правильность высказывания о том, что забвение прошлого грозит его повторением. Тарас не знал своей истории и наступил на те же грабли, что и его предок.

Таким образом, нам всем необходимо знать свою историю, чтобы развенчать заблуждения предков и сделать выводы из их негативного опыта. Лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих собственных. Сохраняя прошлое, мы прокладываем дорогу к будущему, где новые поколения людей будут использовать наши наработки и достижения для следующего шага к усовершенствованию мира.

Вариант 2

(493 слова) Когда люди забывают свое прошлое, они обрекают себя на повторение прошедших событий. Об этом писали многие авторы, чье творчество было нацелено на анализ истории и ее роли в развитии человечества. Одним из таких писателей был Л.Н. Толстой. В его романах мы встречаем множество примеров, доказывающих влияние исторической памяти на будущее цивилизации.

Так, в романе-эпопее «Война и мир» читатель находит подтверждение мысли о том, что забвение прошлого ведет к его повторению в будущем. Сначала автор описывает войну с Наполеоном за границами России, когда наша армия вошла в международный альянс и выступила против Франции на территории Австрии. Наши войска получили ряд поражений, даже когда знаменитый немецкий теоретик Пфуль все рассчитал и математически доказал, что победа неминуема. Почему-то русские солдаты плохо воевали за рубежом и охотно уступали чужую землю. Причину этого явления понял только Михаил Кутузов. Он и сам не болел за судьбу чужбины и не принимал деятельного участия в ее освобождении. Герой жалел своих бойцов и даже старался замедлить их наступление, ссылаясь на усталость людей и перебои с поставками. Драться за Австрию, Венгрию, Словакию никому не хотелось. Поэтому все попытки Пфуля и других стратегов использовать русский народ оказались тщетными. Но этот опыт не был учтен в дальнейшем: после изгнания Наполеона из России Александр Первый захотел пройти за ним маршем по Европе, доказав всем свое могущество. Он повел изнуренных боями, голодом и холодом солдат дальше, в чужие края, чтобы самому покрасоваться перед венценосными соседями. Кутузова, который был против этого, он отправил в отставку. Этим маршем император лишь ослабил свою изнеможённую армию и вновь заставил солдат бороться на чужой земле. Прошлое повторилось во всей своей неприглядности, потому что его забыли.

Уроки, полученные в ходе наполеоновских войн, не были усвоены и потомками Александра Первого. Это доказывает пример из романа «Анна Каренина». В финале книги Вронский уезжает на Сербскую войну. В очередной раз русских солдат погнали за границу, чтобы они воевали там, отстаивая чужие земли. Герои, которые выражали в произведении точку зрения самого Толстого, осуждают новый вооруженный конфликт и не хотят участвовать в нем: «Левочка странно относился к сербской войне; он почему-то смотрел на нее не так как все, а с своей личной религиозной точки зрения». Однако у простых рекрутов выбора не было. Их отправляли целыми эшелонами, чтобы они вновь потерпели поражения и понесли чудовищные потери. Как мы знаем из курса истории, балканская война тяжело далась русской армии, которая опять не понимала, ради чего идет умирать? Люди снова были брошены на сражения за места, которые им были безразличны. Граф Вронский, как и и князь Болконский, шел в бой, чтобы выйти из духовного кризиса. Кознышев, как и Анна Шерер, приветствовал кровавую бойню, но не спешил к ней присоединиться. Все, как в романе «Война и мир»! События из прошлого повторились, потому что его уроки были забыты.

Таким образом, мы должны хранить в памяти свою историю и извлекать из нее полезные сведения, которые помогут нам не наступать на грабли в настоящем и будущем. Опыт предков позволяет нам совершенствовать мир и передавать потомкам новые достижения, а не старые заблуждения. 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector