Итоговое сочинение: Выбор, который меняет человека (3 варианта)
Многомудрый Литрекон считает, что выбор призвания, избранника и образа жизни меняет личность. Это он доказывает в итоговом сочинении на тему: Выбор, который меняет человека. Аргументы он взял из книг «Обломов», «На дне», «Тарас Бульба», «Гроза», «Преступление и наказание», «Капитанская дочка».
Вариант 1
(451 слово) Что может изменить человека? Конечно же, это выбор избранника. Любовь может мотивировать личность работать над собой и стать ее движущей силой. Но некоторые отношения, напротив, тормозят развитие людей и позволяют им потакать своим слабостям. Все эти процессы подробно описаны в художественной литературе.
Например, И.А. Гончаров в романе «Обломов» познакомил своего героя с двумя женщинами и в отношениях с каждой из них Илья Ильич сильно менялся. Первой была Ольга Ильинская — амбициозная и интеллигентная дворянка, юная и полная энтузиазма. Ленивый, апатичный и инфантильный Обломов, который превыше всего ценил свой покой, под воздействием чар любви и энергии своей избранницы стал совсем другим. Старый халат он сменил на выходной костюм, вместо сна предпочитал теперь бодрствование, вместо одиночества — компанию любимой. Он гулял, наносил визиты, интересовался окружающим миром. Внешне он похудел и приобрел румянец. А вот в отношениях с Агафьей Пшеницыной, зрелой мещанкой и довольно ограниченной особой, Обломов совсем опустился: он набрал еще больше лишнего веса, перестал выходить из дома и все время посвящал праздности. Он так и не навел порядка в хозяйстве и не смог увеличить свой капитал хотя бы для сына. Напротив, Илья Ильич, опекаемый бессловесной женой, игнорировал врачебные предписания и умер в цвете лет, оставив ребенка сиротой. Данный пример позволяет нам сделать вывод, что выбор избранника или избранницы коренным образом влияет на личность.
Неправильный выбор суженого может испортить всю жизнь и подавить волю человека. Это доказывает пример из пьесы А.Н. Островского «Гроза». Главная героиня вышла замуж за Тихона Кабанова и оказалась в провинциальной купеческой среде, погрязшей в невежестве, грубости, суевериях. Люди в Калинове веками жили по устаревшим правилам «Домостроя», но все их благочестие было показным. На деле в семьях царила тирания того, кто мог выгнать на улицу всех остальных по праву старшинства. Согласно устоям Домостроя, именно Тихон должен был быть главой дома Кабановых. Но на практике всем управляла его жестокая, эгоистичная и сварливая мать. Сам же Тихон был слабовольным и ничтожным человеком, все мечты которого сводились к досугу в кабаке вдали от упреков и строгого контроля. Молодую жену он оставлял на растерзание матери и никак не помогал ей защититься от Кабанихи. Из-за этого Катерина, которая всегда жила в атмосфере уважения, свободы и понимания, совсем поникла: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем» — призналась она Варваре. Если раньше жизнь была ей в радость, и она пела от радости, молилась до слез, то теперь ей приходилось играть на публику, угождая бессмысленным и грубым требованиям свекрови и ее круга. Оптимистичная, окрыленная волей девушка превратилась в пыльную статуэтку в серванте. Так, выбор суженого изменил поведение, мироощущение и судьбу героини.
Таким образом, люди кардинально меняются, когда выбирают спутника жизни. Любовь либо преображает их, побуждает к развитию, либо содействует их деградации и глубоко хоронит хорошие задатки и важные цели. Поэтому так важно сделать правильный выбор!
Вариант 2
(390 слов) Выбор жизненных ориентиров и нравственных принципов — это важнейшее решение, которое меняет человека и его судьбу. Если личность выше всего ценит порядочность, верность слову, справедливость, то она развивается в морально-этическим плане. Если же она ставит на пьедестал личную выгоду, то деградирует и теряет то лучшее, что в ней заложено. Чтобы подтвердить это, рассмотрим литературные примеры.
Так, Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» демонстрирует изменения, которые произошли в душе Андрия, когда выше всего на свете он поставил свою любовь к прекрасной полячке. Андрий Бульба был сыном казачьего полковника и воевал на стороне своего народа против поляков. Дома у него остались родные земли, мать, вера. Он защищал право казаков на самобытность и боролся плечом к плечу с товарищами, которые доверяли ему. Но страсть к прекрасной девушке из вражеского стана спутала карты его судьбы. Ночью он пробрался в осаждённый город, чтобы накормить ее изголодавшуюся семью хлебом и, увидев ее, потерял голову. Андрий отрекся от отечества и семьи, товарищей и религиозных убеждений. Своей Родиной он назвал красавицу-панночку. Теперь самым высшим его нравственным принципом стало служение этой девушке. И эта безумная любовь толкнула его на предательство. Он бросил семью и свои корни, страну и друзей, подорвал доверие отца и брата. Все эти негативные изменения обусловлены неправильным выбором жизненных ориентиров.
Но далеко не всегда нравственный выбор ставит человека между любовью и Родиной, вынуждая его предавать хоть что-то. Совсем другой пример мы видим в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой служил офицером в части, на которую обрушились мятежники. Петр Гринев был потомственным дворянином и не разделял взглядов бунтующих крестьян на государственное устройство. Выше всего он ценил верность присяге и своему слову, поэтому не мог предать царицу даже для виду, чтобы спасти свою жизнь. Захватчики Белогорской крепости поставили всех пленников перед выбором: измена или смерть. Гринев выбрал казнь. Ему пришлось проявить самопожертвование, силу духа и гордость, ведь его нравственные убеждения не позволяли поступить иначе. А вот Швабрин больше всего ценил себя и свою жизнь, поэтому переметнулся на сторону врага и предал всех, с кем служил. Его жизненные ориентиры завели его в тупик: он стал трусом и обманщиком. В обоих случаях метаморфозы обусловлены выбором морально-этических принципов.
Таким образом, человек меняется раз и навсегда, когда определятся с моральными убеждениями и жизненными приоритетами. Законы, по которым он живет, ведут его к определенному результату и подстраивают его характер под себя. Именно этот выбор формирует нашу ментальность.
Вариант 3
(441 слово) Каждый человек выбирает свою личную правду жизни — идеологию, которая движет им и определяет его отношение к миру и людям. Это решение меняет характер, поведение и другие особенности личности, ведь от него зависит восприятие всего, что происходит вокруг. Данную закономерность подтверждают многие примеры из литературы.
Для наглядности рассмотрим пример из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников был добрым, отзывчивым и самоотверженным человеком, который не жалел сил и последних средств, чтобы помочь людям, пусть и незнакомым. Однажды он спас из пожара двоих детей, рискуя жизнью. Не менее показательным является его поступок, когда он отдал городовому едва ли не последние деньги, чтобы он проводил и спас обманутую девушку, за которой уже охотился бесчестный мужчина. Кто бы мог подумать, что этот благородный юноша с возвышенными идеалами убьет двух женщин и возьмет их деньги? Вот так изменила Родиона его теория, обозначившая изменение личной идеологии. Если раньше Раскольников видел свое предназначение в помощи людям, то теперь он оправдывал им убийства. Чтобы получить власть, нужно перешагнуть через законы большинства и управлять им. Конечно, эту власть герой хотел употребить для облагораживания общества, то есть масштабировать свои добрые дела, пользуясь влиянием. Но вредоносная теория ожесточила его и вынудила совершить грех, который не могли искупить никакие благие начинания. Родион смог исцелить душу и вернуть покой только тогда, когда изменил взгляды на мир. Это говорит о том, что именно выбор правды жизни и своего пути наиболее заметно влияет на личность.
Тот же вывод мы можем сделать, читая пьесу М. Горького «На дне». У каждого героя, живущего в ночлежке и страдающего от нищеты, есть своя правда жизни, которая сильно повлияла на их характеры и судьбы. Так, странник Лука добр и отзывчив, потому что он считает, что людям больше всего нужно сострадание. Сладкую ложь он предпочитает горькой правде, потому что в мире и так много плохого. Сатин, шулер и пьяница, напротив, считает, что «правда — Бог свободного человека». Он отрицает необходимость врать людям ради их душевного спокойствия, поэтому всегда до жестокости откровенен с окружением. Даже сам про себя он говорит без стеснения самые нелицеприятные вещи: он считает себя «конченным человеком», ведь после каторги «нет хода». Бубнов же отчаялся и потерял веру во что-либо. Он считает, что все люди на земле — лишние, все умрут, поэтому нечего особенно беспокоиться о таких пустяках, как уровень жизни. Актер, по его же собственным словам, «пропил душу», потерял имя, так что его характер соответствует этим словам: он апатичен, безволен, слаб. Все эти примеры говорят о том, что выбор собственной идеологии меняет человека.
Таким образом, на людей сильно воздействует выбор правды жизни и соответствующего ей пути. Они меняются, когда решают, какая мировоззренческая позиция подходит им больше всего. Личная идеология отражается на характере, поведении и отношениях личности с окружением.
Писала это сочинение на пробнике.В качестве примера привела Питера Петтигрю из Гарри Поттера и Элис из Фандома