Итоговое сочинение: Всякий человек сам себя воспитать должен

Многомудрый Литрекон солидарен с Базаровым и защитил его позицию в итоговом сочинении на тему: Всякий человек сам себя воспитать должен. Аргументы он взял из книг «На дне», «Олеся», «Война и мир», «Капитанская дочка».

Вариант 1

(505 слов) Многие люди винят в своих неудачах родителей, учителей, окружение, так как «недополучили воспитания». Они ищут источник проблем в семье и других социальных институтах, но только потому, что не желают брать ответственность на себя. А ведь мы сами в ответе за свое развитие, так как личность может измениться только по своей инициативе. Именно это имел в виду И.С. Тургенев, говоря устами своего героя: «Всякий человек сам себя воспитать должен». Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.

Так, М. Горький в пьесе «На дне» развенчал миф о том, что человека можно воспитать против его воли или без ее привлечения. Обитателям ночлежки не помогли советы странника Луки. Как бы ни пытался добрый старик настроить людей на самосовершенствование и преодоление себя, никто не принял его наставления всерьез. Актер, которого история о бесплатной больнице для алкоголиков вдохновила на временный отказ от вредной привычки, тут же сдался, узнав, что работать над собой придется самому. Герой думал, что за него все сделают врачи из мифической клиники, а браться за лечение самостоятельно он не захотел. Поэтому когда Лука ушел, а Сатин раскрыл его ложь во благо, Актер тут же забросил попытки избавиться от алкогольной зависимости. Лука искренне хотел повлиять на него, но никто не может переделать сформировавшуюся личность, если она сама не настроена на работу. Этот пример говорит о том, что воспитать взрослого человека невозможно. Он сам ответственен за свое развитие, и никто, кроме него самого, не сможет изменить его характер и поведение к лучшему.

Люди часто ищут опору в каких-то наставниках и обществах единомышленников, пытаясь сбросить с себя ответственность за свое воспитание и перепоручить это дело другим. Но никто, кроме самого человека, не способен изменить его к лучшему. Это доказывает пример из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов был недоволен собой и хотел избавиться от многочисленных недостатков. Но у него не было воли для работы над собой, поэтому он все время старался передать бразды правления другим людям. Сначала он попал под влияние Курагина и его алчной семьи. Он покорно следовал за князем Василием, куда тот укажет, и выполнял все его требования. Но наставник лишь использовал Пьера в корыстных целях. Разочаровавшись в нем, Безухов нашел новую опору в виде масонского ордена. Он думал, что тайное общество поделится мудростью и добродетелью с ним, воспитает в нем твердую и благонравную натуру. Он искал в каждом собеседнике наставника, в каждом фолианте — нравственный урок, но вновь ошибся, ведь никто и ничто не может развить человека. Только он сам в силах усовершенствовать себя. Когда Безухов понял это, он справился со своими недостатками без масонских орденов и влиятельных учителей из высшего света. Он воспитал себя сам, когда столкнулся с лишениями во французском плену и проникся народной мудростью. Безухов переделал свою жизнь и развил себя только тогда, когда многочисленные помощники перестали ему мешать.

Таким образом, человек должен воспитать себя сам, потому что никто, кроме него, этим заняться не сможет. Если он сам ничего не делает для того, чтобы стать лучше, никто ему не поможет. Влияние со стороны бессильно, когда личность не заинтересована в развитии. Поэтому каждый из нас сам должен заботиться о своем личностном росте.

Вариант 2

(455 слов) «Всякий человек сам себя воспитать должен» — так говорил главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров имел в виду то, что людям необходимо взять ответственность за свое развитие на себя, ведь они будут работать над собой гораздо эффективнее, чем социальные институты. Эта точка зрения находит подтверждение во многих известных книгах.

Например, А.И. Куприн в повести «Олеся» доказал, что человек может воспитать себя гораздо лучше, чем те же социальные институты. Главная героиня росла вдали от людей и контактировала только с бабушкой. Мануйлиха научила ее основам поведения и передала знахарские премудрости, но никогда не навязывала ей свое видение мира. Олеся жила и развивалась свободно и черпала знание жизни у природы, которая ее окружала. Героиня работала над собой и ежедневно делала новые открытия в интересующей ее области. Она лечила животных, изучала их повадки и хорошо знала дары леса, которые могли помочь человеку в борьбе с недугами. Нравственная сторона ее натуры тоже была на высоте: Олеся отличалась добротой, отзывчивостью и умением преданно любить. Но совсем других людей мы видим в селении, откуда Мануйлиху и Олесю изгнали. Местные жители суеверны, жестоки, невежественны. Они не занимались саморазвитием, во всем полагаясь на догмы церкви, которые они даже осмыслить не могли из-за глупости. Этот пример говорит о том, что человек может воспитать себя гораздо лучше, чем какие-либо наставники.

Даже благополучная семья не сможет воспитать человека лучше, чем он сам. Это доказал А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Петр Гринев рос под родительским крылом и ни о чем не заботился. Его судьба была продумана заранее. Обеспеченный и влиятельный отец устроил его на военную службу, и впереди Петра ожидала престижная столичная гвардия. Но из-за этой благоустроенности и опеки любящей матушки герой в свои 16 лет был инфантильным недорослем, не способным на принятие ответственных решений. Он по-прежнему играл с мальчишками во дворе и не знал цену деньгам, знаниям, труду. Убедившись в этом, отец направил Петра служить, но подальше от семьи и от соблазнов столицы. Андрей Петрович справедливо рассудил, что юноша должен работать над собой самостоятельно, иначе он так и останется легкомысленным ребенком под крылом обеспеченных родителей. Гринев-старший оказался прав: когда Петр оказался один на один со взрослой жизнью, он стал стремительно развиваться. Герой стал смелее, умнее и сильнее духом. Он научился нести ответственность за свои поступки и смог взять на себя заботу о Марье — своей избраннице. Гринев стал отважным защитником отечества и созрел для создания семьи. Этот пример убеждает нас в том, что человеку лучше воспитывать себя самостоятельно, так как работа над собой эффективнее, чем вмешательство со стороны.

Таким образом, люди должны сами воспитывать себя, потому что в этом деле самостоятельность — залог успеха и гарант качества. Работа над собой дает более впечатляющие результаты, чем влияние наставников или социальных институтов. Только сам человек может изменить себя к лучшему.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *