Разделяете ли Вы мнение о том, что речевая культура человека – зеркало его духовной культуры?
(398 слов) «Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры» — это истина, известная нам с детства. Сложно спорить с ее неопровержимой логикой, ведь люди, которые не знают родного языка, не имеют средства для постижения духовных основ. Именно речевой код таит в себе ключ к мудрости человечества. Поэтому тот, кто им не владеет, обречен на поверхностное восприятие действительности, о чем нам неустанно напоминают интересные книги.
Обратимся к произведению А.Н. Островского «Гроза«. Савел Дикой — богатый купец, но человек без образования и культуры. Осознавая свою власть над окружающими, он пользуется ею и подавляет всех, кто ниже его по статусу. «Ни одного расчета без брани не обходится…» — говорят о нем рабочие. Ругань стала единственным языком, которым владеет герой. В его речи много ошибок и сокращений, лишь стремление унизить собеседника делает Дикого красноречивым. Такое обхождение со словом говорит о многом. Савел Прокофьевич — человек грубый и вспыльчивый, у него нет ни истинной веры, ни понимания национальной культуры. Единственное, что его волнует, это деньги, в чем он признается сам: «Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет». Купец ничего не читает, никак не развивается, его косноязычие напоминает детский лепет. По его манере общения можно сделать вывод о том, кто он на самом деле. Поэтому речь действительно может стать зеркалом духовной культуры человека.
То же наблюдение можно сделать, читая пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад«. Лакей Яша мнит себя господином, ведь побывал в Париже. В его речи много претенциозности и высокомерия, но грамотный человек видит многочисленные ошибки и замаскированные просторечия. Более того, юноша позволяет себе откровенную грубость, говоря Фирсу: «Надоел ты, дед. (Зевает.) Хоть бы ты поскорее подох…». При этом Яша ставит себя выше других крестьян и даже собственную мать видеть не хочет: «Бог с ней совсем!». Не владея как следует русским языком, он вставляет в разговор исковерканные иностранные фразы, чтобы подчеркнуть свою мнимую образованность. Но ему не удается скрыть такие слова и обороты, как «ежели», «будет с меня», «закатим» вместо «поедем». Яша глуп, но прячет свое невежество под покровом цветистых выражений, которые он повторяет за барыней и другими господами. Речь позволяет выявить его истинные духовные запросы (довольно низкие) и настоящее место в жизни.
Таким образом, в разговоре человек выражает свой уровень культуры. Если он низок, то и речь будет соответствующей — косноязычной, вульгарной и бедной. Если же люди получили образование и развили ум, они не будут пачкать свой язык неуместными ругательствами, повторениями, пустословием. В их духовной жизни достаточно тем и идей для более содержательных бесед.