Итоговое сочинение: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?

Известный отечественный писатель М. Горький является автором знаменитой цитаты: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». В нее он вложил очень важное значение: без исторического наследия человек не сможет соответствовать тому уровню сложности и многообразия, до которого дошла цивилизация. Он будет слепо блуждать в ней и не поймет, кто и зачем все это сделал. Именно уроки прошлых поколений формируют наше самосознание и представление о том, как нужно жить. Эту закономерность доказывают многочисленные примеры.

Так, М. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» продемонстрировал пример, подтверждающий правоту М. Горького. Казаки были плохо образованы и почти не знали своей истории. Все их время уходило на ведение хозяйства и попытки свести концы с концами, поэтому никто из них даже не задумывался о своем невежестве и не видел в нем ничего страшного. Отношение казачества к прошлому своего народа видно в главе, где описывается заедание в кружке Штокмана — большевистского агитатора. Только от него Кошевой, Христоня и другие мужчины узнали о том, как жили их предки. Но эта история была подана под идеологическим углом и искажена. Она заставила казаков поспорить и впервые в жизни задуматься, что было век или два назад. Последствия этого незнания проявились в смутные времена. Гражданская война заставила казаков выбрать свою сторону. И многие, подобно Григорию Мелехову, не могли сделать правильный выбор, потому что не могли проанализировать свое положение и верно его оценить. Они запутались в настоящем и не знали, какого будущего хотят для своих детей. Данный пример позволяет убедиться, что без знания прошлого мы не можем сориентироваться в жизни и плутаем в трех соснах.

Невежественные люди всегда принимают неверные решения и ошибаются, ведь не имеют за плечами опыта и знаний своих предков. В этом мы можем убедиться, читая роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иван Бездомный не получил серьезного образования, но хотел зарабатывать себе на жизнь литературным трудом. Он с легкостью брался описать те предметы и затрагивать те темы, о которых он не имел ни малейшего понятия. В первых же главах Иван внимательно слушает поучения редактора, который, в отличие от молодого дарования, имеет знания и может ими оперировать. Поэтому Бездомный в своем творческом порыве обречен лишь слепо ловить идеи и подсказки более опытного и осведомленного человека. Не зная истории, не изучив литературного наследия, Иван не может отличить дилетантизм от профессионализма, халтуру от шедевра, свое призвание от чужого. Лишь краткий экскурс от Мастера и встреча с Воландом открыли ему глаза на происходящее. В финале романа Иван понял, что не имеет таланта поэта, и решил, что больше не будет писать стихи. Его пример учит нас тому, как важно знать прошлое во всем его культурном и историческом многообразии. Без этих сведений мы не можем верно оценить даже себя и свое дело.

Таким образом, Максим Горький был прав, утверждая, что «не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Люди, страдающие от невежества, не могут ориентироваться в жизни и верно принимать важные решения. Они постоянно ошибаются и учатся на своих, а не на чужих ошибках.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *