Итоговое сочинение: Может ли человек жить без перемен? (2 варианта)
Многомудрый Литрекон готовится к экзамену вместе с Вами и предлагает Вам новую тему для ознакомления (в 2 вариантах): Может ли человек жить без перемен? Аргументы он взял из книг «Обломов», «Гроза», «Ионыч», «Крыжовник».
Вариант 1
(432 слова) Многие консервативные люди мечтают о жизни без перемен. Но возможна ли такая жизнь? Едва ли. Наш мир непрерывно меняется, это непременное условие эволюции. Без движения, без динамики живые организмы обойтись не могут. Эту закономерность подмечали многие авторы.
Например, И.А. Гончаров в романе «Обломов» изобразил человека, который ненавидел перемены и боялся их. Илья Ильич был праздным барином, который больше всего на свете ценил покой. Он ничего не делал, нигде не работал и даже не выходил из дома. Каждый день, зеркально повторяющий другой, был для героя необходимым условием для довольства жизнью. В однообразии он чувствовал себя также комфортно, как в просторном халате. Поэтому он пережил настоящее потрясение, когда узнал, что хозяйка вынуждает его съехать с квартиры. Для него это простое требование было ударом. Не менее скверной новостью было очередное уменьшение дохода от родового имения. Илья Ильич с нетерпением ждал друга, чтобы тот помог ему вернуть утраченный покой стабильности, но Штольц тоже нарушил его идиллию: вытащил его в свет и познакомил с красивой барышней. Любовь полностью изменила образ жизни героя, хоть и ненадолго. Устав от попыток переделать себя, он попытался воссоздать свою уютную зону комфорта в браке с Агафьей Пшеницыной, но и там его ожидали изменения: рождение ребенка. Как бы ни пытался Илья Ильич сохранить искусственное однообразие своей судьбы, у него ничего не получалось: перемены одна за другой врывались в его мир. Это говорит о том, что человек не может застыть без движения, жизнь все равно меняется день за днем.
Иногда человек сам хочет предотвратить назревающие перемены, чтобы оставить все как есть, потому что это соответствует общепризнанной норме. Но даже этого мы не в силах сделать, что доказывает пример из пьесы А.Н. Островского «Гроза». Главная героиня была совсем не счастлива в браке, но хотела сохранить его, потому что была набожна и воспитана в определенной среде, где развод считался невообразимым грехопадением. Катерина боролась с собой и очень сильно старалась привыкнуть к семье Кабановых и их нравам. В разговоре с Варварой в первом действии она кается в своих греховных снах, где ее обнимает вовсе не муж. Она осознает свою вину и заглушает голос сердца, поэтому упорно отказывается от встреч с Борисом. Но закон повсеместной изменчивости берет свое: Катерина находит счастье в адюльтере, и даже укор совести не может ее остановить. Своим признанием и последующим самоубийством она разрывает оковы домашнего рабства и сжигает мосты. Данный пример убеждает нас в том, что изменения неизбежны, и человеческая воля не может им противостоять.
Таким образом, человек не может жить без перемен, потому что это противоестественно. Мир вокруг нас непрерывно меняется, и никто не может законсервировать свою жизнь и обособиться от всего, что его окружает. Поэтому нужно принять необходимость изменений.
Вариант 2
(471 слово) Все естественные и исторические процессы, окружающие нас, доказывают, что жизнь — это череда перемен, и человек не может оградить себя от этого потока. Даже если он останавливается в развитии, то не может зафиксировать себя на одном уровне. Он непременно будет деградировать, то есть меняться, значит, без перемен люди обойтись не могут. Эту закономерность могли бы подтвердить многие авторы. Например, А.П. Чехов в своих произведениях не раз доказывал, что даже самая апатичная личность трансформируется постоянно.
Так, в рассказе «Крыжовник» читатель знакомится с героем, который очень хотел спокойно жить в усадьбе и наслаждаться однообразием барской жизни, не обремененной заботами и суетой. Ради этой цели Николай Иванович Чимша-Гималайский упорно работал, скаредничал и даже недоедал. Он женился по расчету и довел жену до преждевременной смерти своей экономией. В итоге герой все же смог исполнить заветную мечту — купил участок с домом и зажил так, как давно хотел. Николай Иванович добился счастья и хотел растянуть это состояние на долгие годы, ничего не меняя в себе и вокруг себя. Но брат героя заметил, как за время своего недолгого «дворянства» новоявленный помещик деградировал и опустился. Он возомнил себя аристократом и свысока рассуждал о народе и его судьбе, ничем не помогая обществу решать проблемы, о которых он говорил. «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое» — говорил Иван Иванович, имея в виду перемены, произошедшие в своем брате. Остановившись в развитии, Николай Иванович стал ленивым, самодовольным и чёрствым человеком. Работа уже не вынуждала его ум функционировать, и он постепенно превращался в невежественного и ограниченного человека, а значит, менялся к худшему. Очевидно, что даже те, кто окружил себя комфортом и обособился от общества, все равно подвергаются изменениям, которых даже не замечают.
Не менее интересный пример автор описал в рассказе «Ионыч». Главный герой, талантливый и умный врач, приехал в захолустье, где жизнь протекала медленно и традиционно. Самым подходящим словом, отражающим ее специфику, является «застой». Дмитрий видел перед собой только ленивых и ограниченных обывателей, которых волновали лишь обеды, ужины, сплетни и азартные игры. В этом месте не было никаких развлечений и источников новых впечатлений. Самые одаренные люди в городе были не менее скучны, чем остальные, и склонны к повторению шуток, сцен и приемов. Даже практика в больнице была очень однообразна. Но стоять на месте Старцев не мог. Вместо подъема в его судьбе начался спуск. Постепенно Дмитрий превращался в Ионыча — циничного, толстого, алчного и грубого человека, равнодушного к своей профессии и одинокого. В финале Старцев окончательно деградировал и очерствел, а значит, изменился к худшему. Даже в трясине российской глубинки, где на первый взгляд ничего не происходит, перемен избежать не удается никому.
Таким образом, человек не может не меняться — это не в его власти. Как и все живое, он двигается в каком-то определенном направлении, находится на какой-то стадии в перманентно протекающем процессе: либо зацветает, либо цветет, либо отцветает. Мы преображаемся каждый день, даже если никто этого не замечает.