«Говорят, что несчастие – хорошая школа, – может быть. Но счастье есть лучший университет». Согласны ли Вы позицией А.С. Пушкина?
(412 слов) Каждый из нас хоть раз слышал о том, что несчастье — хорошая школа. Однако современные социологические исследования давно опровергли это утверждение. Ученые выяснили, что жизнь в бедности, несправедливости, страданиях пагубно влияет на ментальное здоровье человека и создает вредные установки, мешающие ему развиваться. А вот счастье и благополучие создают среду, где личность может расти. Поэтому я согласен с позицией А.С. Пушкина и могу найти ее обоснование в художественной литературе.
Обратимся к произведению Леонида Андреева «Петька на даче«. Главный герой вынужден был зарабатывать себе на жизнь, хотя ему было всего десять лет. Петя работал в парикмахерской у жестокого человека, который постоянно бранил мальчика и изнурял его непосильным трудом. Петя не высыпался, не играл и не отдыхал, поэтому у него уже появились морщины, он был утомлен до крайности. В такой среде ребенок чах на глазах и совсем не развивался. Даже его мать считала, что он вырос «дурачком». Однако все изменилось, едва Петя очутился в других условиях. Он поехал на дачу, где работала его мать. Там мальчик преобразился: стал веселым, активным, любознательным. Он вовсе не был умственно отсталым, просто жизнь в несчастье слишком угнетала его природные способности. Хорошее настроение, игры на свежем воздухе, дружба с другими детьми — все это позволило Пете раскрыть свой потенциал. На его примере мы убеждаемся, что счастье — лучший университет.
Чтобы оценить несчастье в качестве школы, вспомним повесть М. Горького «Детство«. Главный герой потерял отца и был вынужден переселиться в семью матери, где царили жестокие нравы. Дед бил его и оскорблял, впрочем, как и других домочадцев. Каширины постоянно скандалили и делили деньги, мальчик видел драки и ссоры ежедневно. Его родные злоупотребляли алкоголем и вели себя неподобающе. Из-за бедности и дурной славы семьи Алеша подвергался травле со стороны других детей и часто приносил домой не пятерки, а синяки. Казалось бы, такая школа жизни должна была сделать его очень умным и развитым, но нет. С высоты прожитых лет Алексей смог оценить то влияние, которое на него оказала такая неблагоприятная среда. Негативный пример сделал мальчика агрессивным, непослушным, жестоким. Учился он не благодаря, а вопреки тому, что его окружало. Если бы он рос в нормальных условиях, он бы преуспел больше. Его пример показывает, что в несчастье человек не усваивает уроки, а приобретает дурные привычки и наклонности.
Таким образом, люди не должны идеализировать спартанские условия. В несчастье человек не живет, а выживает, у него нет времени и сил на саморазвитие. Зато благополучие дает такой старт, с которого можно покорить длинную дистанцию и обогнать соперников. Счастье — лучший университет, ведь в нем личность получает все возможности для духовного и интеллектуального роста.