Итоговое сочинение: Гордость без смирения — тщеславие, смирение без гордости — униженность
(465 слов) Гордость и смирение — две противоположности, которые дополняют друг друга, ведь оба качества хороши лишь в умеренности. Так, гордец, который начисто лишен кротости, отдает себя в рабство тщеславию, а смирный человек, не имеющий чувства собственного достоинства, не может постоять за себя и страдает от унижения. Мы можем наблюдать эту закономерность в примерах из русской литературы.
Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» описал героя, пострадавшего от непомерной гордости, которой не хватило смирения. Родион был умным и талантливым молодым человеком, но вынужден был влачить жалкое существование в каморке, похожей на гроб. У него была бедная семья, поэтому он вынужден был покинуть университет. В образовавшейся пустоте Раскольников утешал себя тем, что непомерно гордился собой. Он придумал теорию, согласно которой в мире существовала каста людей, способных вершить судьбы мира ценой крови. Себя герой причислил к этой категории, видимо, чтобы хотя бы как-то оправдать себе неприглядность своего существования. Пусть он беден, зато ему «все дозволено». Разумеется, такое чудовищное тщеславие требовало подтверждения, и он убил старуху-процентщицу и ее сестру. Этим поступком Раскольников хотел удостоверить себя, что он относится к «право имеющим». Жажда признания, жажда власти, жажда славы — все это отравило жизнь Родиона, который едва не сошел с ума от совершенного злодейства. Но если бы он мог, подобно Разумихину, смириться со своим положением и идти к выходу из него постепенно, то ничего бы не случилось. Он же восстал против нищеты, но этим лишь усилил свои страдания и приумножил пороки. Таким образом, гордость Раскольникова стала тщеславием только потому, что ему не хватило терпимости и кротости, чтобы пережить трудные времена.
В повести Н.В. Гоголя «Шинель» изображен зеркально противоположный пример. Акакий Акакиевич смирился с неприглядной судьбой: терпел насмешки коллег, пренебрежение начальства, нищенские условия жизни. При этом он усердно работал и не увлекался вредными привычками. Он был терпелив и вежлив со всеми людьми, не был тщеславным, алчным или высокомерным. Поэтому даже такой скромной участью был удовлетворен и даже счастлив, когда получил заветную шинель. Однако в его образе нам не достает главного — чувства собственного достоинства. Оно появляется вместе с обновкой, но исчезает также быстро. Когда Акакий Акакиевич пришел на прием к значительному лицу по поводу кражи шинели, он получил лишь грубость и хамство, а не помощь. Но он не пошел жаловаться, не настоял на своем, не стал требовать своих законных прав. Он смирился с этим столь же униженно, как с тем, что его коллеги подло насмехаются над ним. Башмачкин рабски покорен судьбе и принимает любой удар так безропотно, что можно подумать, будто он рад и такому обращению. Его смирение давно перешло в униженность и забитость, потому что у героя совсем нет гордости.
Таким образом, гордость без смирения действительно приобретает размахи высокомерия и тщеславия, а смирение без гордости выдает рабскую натуру человека, который не может постоять за себя из-за слабости и трусости. Значит, оба этих качества должны гармонично дополнять друг друга и делить между собой одну личность.