Итоговое сочинение: Человек становится человеком только среди людей (2 варианта)
Многомудрый Литрекон в пылу авторского рвения подготовил для Вас итоговое сочинение на тему: Согласны ли Вы с фразой Бехера «Человек становится человеком только среди людей»? Аргументы он взял из книг «Пари», «Старуха Изергиль», «Мертвые души», «Человек в футляре».
Вариант 1
(420 слов) Иоганнес Роберт Бехер, немецкий писатель и публицист, однажды сказал: «Человек становится человеком только среди людей». Он вложил в эту фразу закономерность, определяющую процесс развития нашего вида. Только под влиянием социума индивидуум становится полноценной личностью, ведь усваивает нормы поведения, основы межличностной коммуникации и другие базовые умения и знания. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.
Так, А.П. Чехов в рассказе «Пари» описывает судьбу человека, который ради крупного выигрыша заключил страшное пари: обязался пятнадцать лет просидеть в добровольном одиночном заключении. Юрист был уверен, что обойдется без общения, а два миллиона были очень щедрой наградой за несколько лет покоя. Первые годы он старался проводить время с пользой и с помощью книг не терял контакта с внешним миром. Однако с годами интерес его угас. Он стал меняться и уже совсем отдалился от людей. Войдя в его флигель перед днем освобождения, банкир не узнал спорщика: «За столом неподвижно сидел человек, не похожий на обыкновенных людей. Это был скелет, обтянутый кожею, с длинными женскими кудрями и с косматой бородой». Но еще больше внешности его удивили мысли этого существа. В последнем письме перед освобождением юрист написал, что отрекается от искусства и науки, прогресса и веры в светлые идеалы. Ему стало все это безразлично. Находясь вдали от людей пятнадцать лет, герой потерял человеческий облик, потерял себя и свои мечты. Это ли не прямое доказательство утверждения Бехера?
Не менее убедительным является пример, описанный М. Горьким в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра воспитывался вдали от людей, ведь был сыном орла и плененной им женщины. Его становление произошло в горах, где единственным примером для него был эгоистичный и гордый орел, который думал только о своих нуждах и жил за счет насилия. Ларра стал таким же жестоким зверем, совершенно не способным влиться в общество и соблюдать его законы. Когда мать привела его в племя, он проявил неуважение к старейшинам и, словно доказывая им свое превосходство, тут же убил девушку, которая не пожелала уединиться с ним. В ответ на упреки он не оправдывался и не извинялся. Своей вины он не видел, ведь все берут то, что им хочется, полагаясь на силу. Именно таким видел мир Ларра, но это позиция орла, а не человека. Без общения с людьми герой так и не смог стать полноценной личностью, поэтому среди себе подобных изначально был чужаком. Это говорит о том, что вне общества индивидуум не может сформировать все человеческие качества.
Таким образом, только среди людей человек может стать полноценной личностью и реализовать себя. В изоляции он деградирует и теряет черты, отличающие нас всех от других видов живых существ. Именно контакт с окружающим миром является важнейшим стимулом нашего развития.
Вариант 2
(426 слов) «Человек становится человеком только среди людей» — это мудрое изречение принадлежит Иоганнесу Роберту Бехеру, писателю и мыслителю. В нем говорится о том, что формирование личности возможно только в окружении социума и при условии возникновения контакта с ним. Эту закономерность человеческого развития замечали многие авторы.
Например, Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» изобразил образ человека, который замкнулся в себе и сознательно оградил себя от общества. Когда хозяйственный и мудрый помещик Плюшкин потерял супругу, в его душе что-то надломилось. Он стал дичиться людей и впадать в противоестественные крайности. Его практичность переросла в чудовищную жадность, а забота о детях стала выражаться в желании полностью контролировать их жизнь. Он отказывал сыну и дочерям даже в необходимых вещах и добился того, что дети устроили свою судьбу сами, оставив скаредного старика наедине со своими капиталами. Но одиночество, казалось, не тяготило героя. Плюшкин отдался своей страсти — накопительству. Всех соседей и друзей он распугал своим отвратительным отношением. В каждом он видел мошенника, желающего пообедать за его счет и разорить его. Помещик даже перестал распродавать свои товары, потому что постоянно завышал цену. В итоге богатейшее хозяйство в губернии пришло в упадок. Отсутствие общения и контактов с внешним миром привело к тому, что Плюшкин потерял человеческий облик и утратил способность адекватно воспринимать происходящее. Значит, люди не могут обойтись без себе подобных.
Опоясывая себя футляром, отгораживаясь от людей, человек перестает быть полноценной личностью и становится безжалостной карикатурой на самого себя. Это доказывает пример из рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре». Главный герой пытался всячески отдалиться от общества и минимизировать контакты с ним. Беликов всегда носил очки, галоши, теплое пальто на вате с высоким воротником, шапку и зонт, чтобы можно было всегда спрятаться от окружения. У него не было друзей, родственников, избранницы или каких-либо иных близких людей. Он всюду был один и неизменно указывал всем, что нужно быть осторожнее, а то «как бы чего из этого не вышло». Даже сфера деятельности героя позволяла ему спрятаться от действительности: он преподавал древнегреческий язык и всегда идеализировал прошлое, имея о нем лишь поверхностные представления. Современному читателю Беликов кажется жалким существом, которого даже человеком трудно назвать — настолько нелепо он себя ведет, настолько ограничено и ничтожно его мировоззрение. Но почему он стал таким? Причина кроется в том, что Беликов не смог сохранить в себе полноценную личность, обособившись в своем футляре. Ему не хватало общения для развития всех человеческих качеств.
Таким образом, человек может стать полноценной личностью только в окружении других людей. Без контактов с внешним миром он неизбежно деградирует и утратит важную составляющую себя — то, что делало его человеком. Поэтому всем нам необходимо совершенствовать себя и налаживать контакт с социумом.