310. Согласны ли Вы с М.Ю. Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу «постыдным»?
Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов отмечал, что равнодушие к добру и злу постыдно. Я согласен с этим утверждением, ведь наше отношение к вопросам морали — это важнейшая характеристика личности, говорящая о богатстве или бедности внутреннего мира. Если же человек и вовсе не интересуется ими, то его натура убога до нищенства. Этого ему и нужно стыдиться. Чтобы точнее выразить свою позицию, приведу примеры из литературы.
Так, В романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевский раскрывает истинную природу зла. Преступление в романе совершает Смердяков, именно он убивает отца Карамазовых, хотя наказание за это несёт старший сын – Дмитрий. Весьма вероятно, что Смердяков — внебрачный сын Фёдора Карамазова. Он неверующий, скрытный, глубоко обиженный на возможного отца человек. Живёт в его доме в качестве прислуги, и, хотя и имеет некоторые привилегии, чувствует себя оскорблённым. После разговора со средним сыном, Иваном, он решает, что тот дал ему разрешение на убийство Фёдора Карамазова. Почему? Да потому что сам Иван равнодушно относился к судьбе отца. Он даже считал, что если Дмитрий убьет его, то все только выиграют от этого. Поэтому, получив намеки от Смердякова о возможном убийстве Федора Павловича, Иван просто уезжает в Москву, никак не вмешиваясь в семейные дела. Но даже он после этого разговора с лакеем чувствовал себя «подлецом». Даже сидя в вагоне поезда, он не мог отогнать от себя чувство гадливости. Этот поступок внушал ему омерзение. Услышав об убийстве отца, Иван вернулся, но уже не смог избавиться от стыда за свое равнодушие. Его пример подтверждает мнение Лермонтова о постыдности безразличия к добру и злу.
Природу зла изучил и Л.Н. Толстой в своем романе «Воскресение». Будучи ещё очень молодым человеком, главный герой был склонен искать истину и веру в Бога. Дмитрий – представитель дворянства, но природное человеколюбие заставляло его придерживаться прогрессивных в то время идей, и, получив землю в наследство, он отдал её крестьянам. За этот поступок на него посыпались упрёки и оскорбления со стороны общества и близких. Вскоре, не выдержав непонимания, постоянно наблюдая примеры обратных его поступку действий, он сдался и сделался таким же, как все. Заглушить природный голос совести ему помогла служба, где было не принято думать о нравственном состоянии души. Именно таким он и приехал в имение, где соблазнил Катюшу, отдав ей за это сто рублей, нанеся таким образом, ещё большее оскорбление девушке. Его поступок низок, но и у такого поведения есть причины. Дмитрий был очень молодым человеком. В шестнадцать и даже в восемнадцать лет трудно отстаивать свои идеалы перед обществом, которое считает по-другому, поэтому он сломался. Но, будучи уже в зрелом возрасте, Нехлюдов стыдился за свое преступное равнодушие к добру и злу до такой степени, что отбросил все заботы об общественном мнении и пошел за обиженной им женщиной на каторгу, чтобы загладить свою вину и избавиться от чувства вины. Значит, и он испытывал стыд, о котором говорил М.Ю. Лермонтов.
Таким образом, равнодушие к добру и злу — это действительно стыдный порок, который говорит о духовной нищете человека. Если люди безразличны к нравственным вопросам, то они не способны сделать мир лучше или хуже. Они настолько ничтожны, что их жизни проходят вскользь, как будто их и не было.