307. Как связаны добро и благородство?

Добро — это проявление самого высокого и чистого благородства души. Оба понятия связаны по своей сути, поэтому через одно можно вывести определение другого. Если человек добр, он, без сомнения, способен и на благородный поступок, и наоборот. Эти качества не существуют по отдельности и всегда выступают в тандеме. Чтобы найти подтверждение моему тезису, я обращусь к классической литературе.

Например, в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» есть герой, который не единожды повторял, что является благородным человеком. За это качество он цеплялся как утопающий за соломинку. Действительно, другими положительными качествами Дмитрий мог похвастаться с натяжкой, и сам он это охотно признавал. Но все же в его благородных жестах легко разглядеть еще одно похвальное свойство — редкую природную доброту. Так, герой простил шулеров, которые обыграли его в карты, и не стал забирать у них проигранные деньги. Ему было достаточно того, что Грушенька выбрала его, а не пана. Он же от души простил судейских чиновников, которые обвинили его в страшном преступлении — убийстве отца. Он понял, что они не могли поступить иначе, и сам рассказал им честно и без утайки обо всем, что могло его компрометировать. Наконец, Дмитрий сам принял решение искупить вину за конфликт с отцом через наказание за вину, которой не было на его совести. Все это говорит о добром сердце этого благородного человека, который сочетал в себе оба качества, тождественных по своей сути.

Не менее интересный пример описал И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Павел Петрович кичился своим благородством, которое было не только внешним выражением его аристократизма, но и внутренним состоянием души. Так, он всегда выручал брата и снабжал его деньгами, осознавая, что Николай Петрович — плохой хозяин. Несмотря на это, герой не мог отказать брату, но никогда не ставил себе это в заслугу. Не менее широким и благородным является его отъезд после свадьбы Николая Петровича и Фенечки. Читатель догадался, что Павел Петрович был неравнодушен к Фенечке, потому что видел в ней сходство с его давней любовью — княгиней Р. Чтобы не мешать молодым, он устранил себя из их жизни добровольно, уступая брату счастье любить. Доброта же проявляется в отношении героя к крестьянам. Он всегда заступался за них и слыл даже либералом. Его новаторские взгляды расходились с консервативными позициями других помещиков, ведь он жалел простых людей. Так, доброта и благородство слились воедино в его характере, ведь одно без другого невозможно представить.

Таким образом, оба качества связаны друг с другом синонимичным значением, поэтому они всегда находятся бок о бок и проявляются синхронно. Если человек благороден, он же и добр, что подтверждается самой жизнью. Невозможно же быть злым и совершать благие поступки. Так и доброта не обходится без благородных порывов.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector