Сочинение ЕГЭ: Равна ли интеллигентность образованности?
(368 слов) Равна ли интеллигентность образованности? Этот вопрос поднимает Д.С. Лихачёв, приглашая читателя задуматься о природе и взаимосвязи этих явлений.
Автор приходит к выводу, что интеллигентность выходит за рамки знаний и умений: она заключается в способности понимать других людей, их характер и индивидуальность. По этой причине ее нельзя приравнять к образованности.
Лихачёв рассуждает, почему многие люди ошибочно полагают, что интеллигентность связана исключительно с образованием. В представлении большинства интеллигентный человек — это тот, кто много читает, получил хорошее образование, знает несколько языков и путешествовал. Этот взгляд объясняет, почему интеллигентность зачастую ассоциируется с глубиной знаний и богатым культурным опытом.
Однако автор опровергает это распространённое мнение. Лихачёв утверждает, что подлинно интеллигентный человек останется таким, даже если лишится всех своих знаний, памяти о великих произведениях искусства и литературных классиках. Он пишет: «С ним останется восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутьё». Но главное — это способность понять и уважать характер другого человека. Таким образом, интеллигентность неразрывно связана с личными качествами и отношением к миру, а не только с широтой образования.
Лихачёв приводит мысленный эксперимент, показывающий, что интеллигентность сохраняется даже без формального образования. При этом автор противопоставляет этому другое мнение: убеждение в том, что образованность автоматически делает человека интеллигентным. Он подчёркивает, что настоящая интеллигентность — это не только знание, но и духовное богатство, умение сочувствовать и эстетический вкус.
Авторская мысль легко подтверждается на примере известных литературных персонажей. Так, Григорий Печорин, герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени«, является образованным и культурным человеком. Он много читает, знает два языка, может поддержать беседу на любую тему. Его интересно слушать, ведь у него широкий кругозор. Однако его поведение демонстрирует полное отсутствие такта и душевной чуткости. Он недооценивает чувства к Вере, пренебрежительно относится к «водяному обществу», обманывает Мери, разрушает жизнь Бэлы, а его черствость становится причиной гибели Грушницкого. Эти поступки перечёркивают достоинства Печорина. Как подчеркивает Лихачёв, образование не может заменить таких качеств, как уважение и внимание к окружающим.
Подводя итог, Д.С. Лихачёв призывает не останавливаться на пути самосовершенствования. Интеллигентность требует постоянной работы над собой, которая заключается не только в получении знаний, но и в развитии духовных качеств: способности к сопереживанию, любви к искусству и стремлению к красоте.
«Интеллигентность — это не степень образованности, а степень человечности», — этот вывод автора остаётся актуальным для каждого, кто стремится стать лучше.