Сочинение ЕГЭ: Можно ли оправдать ложь?
(422 слова) Можно ли оправдать ложь? Об этом размышляет А. И. Куприн в своём рассказе, ставя читателя перед выбором между истиной и состраданием.
Отвечая на поставленный вопрос, автор вводит понятие «святая ложь» — это ложь, рождающаяся не из корысти, а из любви, заботы и желания уберечь близкого от душевной боли. Конечно, с одной стороны, любой обман — это нарушение правды. Но если он продиктован искренними чувствами и стремлением защитить другого человека от жестокой действительности, он имеет право на существование — такова авторская позиция.
Объясняя свою точку зрения, писатель описывает жизненную ситуацию. Герой рассказа, Иван Семенюта, каждый раз, навещая мать, примеряет на себя роль преуспевающего светского молодого человека. Он играет — но не ради себя. Его образ — это защита для женщины, которая ждёт, надеется, любит. В реальности же Иван бедствует, живёт в сыром подвале, измождён, носит поношенную одежду. Его жизнь далека от благополучия. Но, притворяясь, он даёт матери хотя бы краткий глоток счастья.
Любопытно, что мать не обманывается полностью. Она чувствует фальшь, но не раскрывает её. Её взгляд становится всё более грустным, но она продолжает играть вместе с сыном в эту печальную игру. Её молчание — тоже ложь. Но в ней — всё то же желание уберечь, дать шанс на веру, пусть даже ложную. И Ивану даётся эта ложь с трудом. Он копит последние деньги, чтобы выглядеть убедительно, чтобы купить себе хотя бы внешние атрибуты «светской» жизни. Даже слово «маман», которое он использует, звучит для него чуждо, но он произносит его ради той, которую называет самым дорогим человеком.
Оба примера, согласованные друг с другом по смыслу, показывают разные аспекты одной и той же проблемы: и мать, и сын — участники общего спектакля, цель которого — сохранить друг другу остатки надежды. Их ложь — не про предательство, а про любовь. Они оба страдают, но не желают ранить другого. Именно это и делает их неправду морально допустимой.
Я солидарен с автором. Бывают ситуации, когда ложь необходима для спасения человека, тогда ее можно оправдать. Аналогичный случай можно найти в пьесе М. Горького «На дне». Герой по имени Лука тоже прибегает ко лжи. Он рассказывает обитателям ночлежки утешительные истории, в которые сам, возможно, не верит. Он говорит смертельно больной Анне, что за гробом её ждёт рай, вдохновляет актёра на возвращение к прежней жизни, сочувствует Насте. Его обман — это попытка принести облегчение, заменить горькую реальность верой в лучшее. И хотя правда оказывается жёстче, Лука показывает, что ложь может быть проявлением милосердия.
Таким образом, «святая ложь» — это редкое явление, в котором нет злого умысла. Когда ложь рождена добром и стремлением защитить другого человека, её можно оправдать. Иногда молчание или даже вымысел становятся единственным способом сохранить в человеке надежду и человечность.