Что такое новелла: кратко и понятно
Новелла — это эпический жанр малой формы. Ее часто путают с рассказом, ведь у них много схожих черт: небольшой объем, одна сюжетная линия, концентрация на главном герое, четкие временные рамки. Грани иногда размыты, и не всегда легко классифицировать литературное произведение правильно. В некоторых случаях это может зависеть от интерпретации и оценки каждого конкретного текста. Различить их помогают следующие признаки: в новелле острота конфликта напряженнее, но тон повествования нейтральнее. Чаще всего сюжетом новеллы является необычный случай,, имеющий совсем не типичную развязку (например, «Скрипка Паганини» А.И. Куприна). А вот рассказ может быть посвящен обыденной жизни героя или его эволюции в ходе какого-либо процесса («Судьба человека» М.А. Шолохова). В рассказе бросается в глаза типичность обстоятельств, позволяющая выявить общую тенденцию, а в новелле читатель находит нечто исключительное, яркое, что происходит не каждый день.
Определение
Новелла — это жанр, относящийся к форме эпического повествования, то есть к эпическому роду литературы. Как правило, по объему новелла меньше рассказа, ведь автор не ставит себе целью сколько-нибудь подробное описание жизни персонажа. Напротив, он выдергивает из полотна реальности одну яркую деталь и показывает мир через призму одного случая.
Существуют разные виды новелл: бытовая; детективная; фантастическая; историческая; новелла ужасов. Хотя характеристики новеллы встречаются в разных жанрах и формах, узнать ее наверняка позволяет главный признак: неожиданный (удивительный, выразительный) финал.
Также стоит помнить о том, что в рассказе автор может выразить свою оценку происходящего, а в новелле прямая авторская позиция обычно не встречается. Если в рассказе важно показать мотивацию поступков персонажа, то в новелле на первом плане находится сам поступок. Кроме того, в рассказе главную роль играет подтекст, а в новелле — действие.
Корни английского «novella» происходят от итальянского «novella», что означает новость. Утверждение жанра произошло благодаря итальянскому писателю и поэту Джованни Боккаччо. В его знаменитом труде «Декамерон» собраны многочисленные новеллы о жизни светской молодежи 14 века. Этот жанр был распространенным в период средневековья и эпохи возрождения. Суть таких произведений сводилась к развлечению публики.
Основные черты
Какие особенности жанра «новелла» следует знать?
- Новелла всегда насыщена событиями, при этом они описаны компактно, без отвлекающих внимание подробностей.
- Автор строго следует фабуле, избегая лишней описательности и подробного отражения внутренних качеств героев.
- Сюжет всегда динамичен. Порой читатель может едва поспевать за событиями, так как они, как вихрь — захватывают и не отпускают до самой, обычно головокружительной развязки. Есть и более размеренные новеллы, но ускоренная динамика будет ощущаться.
- Событие в новелле обычно выходит на главный план, а не герой и его переживания.
- Маленький объем новеллы способствует мгновенному погружению и быстрому осмыслению сюжета, ведь прочесть все можно за один подход, благодаря чему создается мгновенный эффект.
- Также для новеллы характерны остросюжетность и неожиданность финала.
- Число главных действующих лиц не превышает трёх.
Новелла понимается, как строгий жанр, где не должно быть ничего лишнего. Она противопоставлялась рассказу, который не имел строгого построения и конкретных требований к сюжету.
Впервые новелла, как жанр упорядоченного творчества, появился в Италии, хотя еще с 13 века существовали рассказы небольших форм об обыденной жизни, которые объединялись в сборники, носящие в основном развлекательный формат и читались достаточно легко.
Также новелла была весьма распространена в Америке первой половины 19 века. Распространённость данного жанра в Америке объяснялась тем, что новеллы печатались в основном в популярных журналах, увлекая зрителя краткостью формы и остротой сюжета.
Одним из самых известных авторов новеллистов был Эдгар Аллан По, который придал жанру новеллы структурированный образ и обозначил рамки ее особенностей и различий, ведь до этого новелла была лишь массовым журнальным жанром и не имела четкой жанровой формулировки.
Эдгар По создал строгую теорию и изложил черты новеллы, которые до сих пор считаются эталоном жанра. Основными обозначались эмоциональная вовлеченность читателя и четко структурированная композиция произведения. Эдгар Аллан По вывел такое определение, как «totality effect», что означало кульминационный момент в эмоциональном потрясения читателя. Драматические развязки производили в сознании публики неизгладимое впечатление — эффект. В произведении, по мнению По, не должно быть лишних слов и предложений, которые никак не влияют на общую структуру и раскрытие образов. Всё должно быть компактно, выверено и нацелено на результат. Также очень важны детали в новелле, они акцентируют внимание читателя на том или ином событии, или же персонаже.
Примеры
Эдгар Аллан По был не только идеологом жанра новеллы, но и автором таких выдающихся произведений, как «Лигейя», «Падение дома Ашеров», «Маска красной смерти», «Золотой жук», «Колодец и маятник» и другие.
Другим выдающимся новеллистом был Ги де Мопассан, его новеллы и принесли ему известность: «Встреча», «Незнакомка», «Папа Симона», «Ожерелье», «Болезнь Андре» и другие.
В русской литературе жанр новеллы стал набирать популярность лишь во второй половине 19 века. Это связано с тем, что для нашей культуры было характерно некоторое отставание от общемировых тенденций. Кроме того, ведущим писателям 19 века были интереснее психологизм и раскрытие проблем внутреннего мира героя, его терзания. Они не хотели пренебречь всем этим ради хитро сплетенного сюжета и будоражащей концовки. В связи с этим потенциал новеллы раскрыл именно серебряный, а не золотой век русской литературы (обратите внимание на работы Б. А. Садовского, М.А. Кузмина и других).
Примеры русской новеллы можно найти в творчестве А.П. Чехова: «Баран и барышня», «Смерть чиновника», «Не в духе», «Заблудшие», «Барыня», «Осенью», «Спать хочется» и прочие.
А.И. Куприн также писал новеллы: «Скрипка Паганини», «Палач».
Автор: Артем Иволга