Краткое содержание рассказа «Усомнившейся Макар» (А. Платонов)

«Усомнившейся Макар» – рассказ Андрея Платонова, наполненный сатирой и критикой бюрократии. Критики того времени не оценили литературную работу, стали обвинять автора в анархическом бунтарстве и неверии в пролетариат. Только спустя полвека литературоведы изменили взгляд на притчу и пришли к выводу, что автор «видел прогресс социализма в конечном прогрессе человеческого духа». Сегодня Многомудрый Литрекон прочитал рассказ «Усомнившейся Макар» Андрея Платонова и подготовил краткий пересказ с цитатами. Обязательно прочитайте оригинальный текст, а после возвращайтесь за деталями и основными поворотами сюжета. Приятного просвещения!


(856 слов) В селе жили два человека: Макар Ганушкин, нормальный мужик с порожней головой и умными руками, и Лев Чумовой, вождь, умнейший мужчина и тот, кто живёт голым умом – так про него говорили. Остальные же были просто трудящейся массой.

Однажды Макар соорудил для всех народную карусель и, тем самым, организовал настоящее зрелище; из-за этого сбежал жеребёнок Чумового, а погнаться за ним было некому. Макар пообещал Льву соорудить самоход из обручей и верёвок, поскольку второй пригрозил привлечь мужика к ответственности.

Ганушкин стал думать, где же ему добыть железо, ведь в деревне его не было. Он полез в заглохший колодец, пробыл там сутки, а там уж его вытащили вместе с рудой. Чумовой пообещал оштрафовать и за это. Так Макар стал отжигать найденное в печке, получая железо, из которого и соорудил колёса. Что делать дальше? Неизвестно, так как умом он пользоваться не умел, а колёса ведь должны как-то ездить, да и не знал он, как из материала вышло железо… 

За это Чумовой вновь пригрозил штрафом, ведь как это можно – скрывать открытия народнохозяйственного значения! После же обиделся, упрекнул Макара, запретил пользоваться руками без ума и решил оштрафовать всё же его на круглую сумму. Так Ганушкину пришлось отправиться в Москву на заработки.

В поезде Макар наблюдал за действием колёс в работе, сила рук перешла в силу ума: так он стал думать; разглядывал механизм под вагоном. После отправился в Москву пешком, зная, что там-то все чудеса техники и науки. Шёл он вдоль рельсов и думал, что люди вокруг только губят природу и рожают близ себя пустыни, что технику зря гоняют ради пустых бидонов для молока. Так он подошёл к «молочному начальнику» и посоветовал для молока соорудить трубы – тогда и не нужно будет тратить технику. С такими идеями Макар был отправлен в Москву.

Уже в городе он рассматривал людей и думал, зачем же они бегают по улицам, если можно работать дома, а харчи и гужом развозить можно. Понравился Макару и трамвай, ведь он так легко ездит и возит всех, бережёт человеческие ноги. Только вскоре его вытолкнули по требованию, так как не оплатил проезд. С трудом он добрался до «центра города», а там и решил подработать на стройке, поскольку уже и есть хотелось. Правда выяснилось, что сначала нужно записаться в союз рабочих…

Возле реки шло строительство «вечного дома» из бетона, железа и стекла. Там-то Макар и осел, стал интересоваться, что и как происходит, задумался над техникой для будущего людей. После понял, что у стройки есть недостаток: люди не пользуются техникой для подачи бетона – чёрная работа! И со своими идеями отправился к «главной московской научно-технической конторе». Уже там он добрался до инженера, описал работу «строительной кишки», сказал, что чувствует, что это намного дешевле. Ему дали рубль и отправили  в профсоюз, где его выслушали, вновь дали рубль и с бумагой («Товарищ Лопин, помоги члену нашего союза устроить его изобретение кишки по промышленной линии») отправили к этому товарищу Лопину. Макар, путём всяких размышлений, понял, что искать нужно в пролетариате.

Нужное место оказалось приютом для бедных. Это не разочаровало героя, так как дома выглядели чистоплотно, а, значит, советская власть думала о людях. Лишь бы не избаловалась, как думал Макар. Тут он заговорил с комендантом о социализме. Последний не знал, как вообще выглядит социализм и есть ли от него радость. Макар же думал, что дома строились и до Ленина, а какой тогда социализм в пустом доме… Потом герой дождался пролетариат и объявил, что Москва – центральная сила государства, в которой происходят непорядки и утраты ценностей. Пролетариат же сообщил ему, что во всём первая всегда душа и что всё происходит именно в сердце. Макар разочаровался в своих мыслях, ведь до этого он совсем не думал о душе.

На следующий день весь пролетариат, кроме одного человека, ушёл на работу. Этот единственный, Пётр, сказал Макару, что он тут за умного и мыслящего, и предложил пойти с ним. Так они отправились ходить по Москве.

Макар наблюдал за людьми, которые жалели себя и пользовались транспортом; за женщинами, которые ходили в обтягивающей одежде, за мужчинами, которые ходили в свободных одеяниях. Пётр рассказывал ему, что вообще из себя представляет чистая партия, как всё устроено; что «товарищей Чумовых» и тут много, а ценится всегда рабочая сила, а не люди, порождённые дураком-капитализмом; что «здесь люди живут семействами без размножения, тут кушают без производства труда…»

Весь день они гуляли по городу, а там Пётр предложил отправиться в полицию, где можно поесть. Там этот пролетариат сказал, что привёл психа, которого нужно арестовать. Затем предложил его самостоятельно отвести в институт психопатов. Уже там их и накормили. 

После Макара осмотрел врач, задал несколько вопросов и оставил на испытания из-за бурления лишней крови в сердце. Пётр стал читать Макару книжки Ленина, в которых вождь расписывал недовольства окружающих его вещей в государстве. Заслушались и другие больные, кричали, что социализм должен строиться рабочими и крестьянами, а не бумажками чиновников.

«…они не знали раньше, что Ленин знал всё»

Так Пётр сказал, что завтра они пойдут «бороться за ленинское и общебедняцкое дело», заодно и книгу, которую читал, решил украсть. На следующий день они отправились в РКИ, где встретили товарища Льва Чумового, оставившего деревню. 

В РКИ им разрешили сесть за столы и решать дела народа. Так они говорили с населением, а затем рабочие и бедные стали сами думать о своей жизни и общем благе.

Автор: Анастасия Александрова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *