Краткое содержание пьесы «Месяц в деревне» (И. С. Тургенев)

Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомить с кратким пересказом пьесы И.С. Тургенева «Месяц в деревне». Сюжет этой истории перенесет Вас в уютное имение и познакомит с интересными людьми, чьи судьбы никого не оставят равнодушными. Произведение в сокращении не утратило целостности повествования, его так же интересно читать, как и оригинал. Единственное отличие заключается в том, что с краткой версией пьесы Вы не только вспомните все основные события, но и быстрее изучите материал при подготовке к экзамену.

Действующие лица

События разворачиваются в имении Аркадия Сергеича Ислаева, богатого помещика тридцати шести лет. Между действиями проходит по одному дню. Чтобы лучше понять сюжет пьесы, обратите внимание на список героев:

  • Аркадий Сергеич Иcлaeв, богатый помещик, 36 лет
  • Haтaлья Пeтpoвнa, жена его, 29 лет 
  • Коля, сын их, 10 лет 
  • Верочка, воспитанница, 17 лет 
  • Анна Семеновна Ислаева, мать Ислаева, 58 лет. 
  • Лизавета Богдановна, компаньонка, 37 лет 
  • Шааф, немец-гувернер, 45 лет 
  • Михаила Александрович Ракитин, друг дома, 30 лет
  • Алексей Николаевич Беляев, студент, учитель Коли, 21 года
  • Афанасий Иванович Большинцов, сосед, 48 лет
  • Игнатий Ильич Шпигельский, доктор, 40 лет
  • Матвей, слуга, 40 лет 
  • Катя, служанка, 20 лет 

Действие 1: Гостиная

Лизавета Богдановна, Шааф и Анна Семеновна играют в карты. Наталья Петровна вышивает, Ракитин читает вслух «Монте-Кристо», периодически прерываясь на разговор о новом учителе Коли. Ислаев сейчас с рабочими чинит плотину. Он полностью отдается любому делу, чем порой раздражает супругу. Шааф выигрывает партию за партией.

Наталья Петровна просит Ракитина перестать читать и предлагает поговорить. Но разговор у них выходит нескладный. Она злится на него за то, что он слишком заумно говорит. Но не это ее беспокоит. Шааф тем временем проигрывает из-за Лизаветы Богдановны и заявляет, что больше звать ее не станет. 

В комнату вбегает Коля с луком и стрелами, мчится к бабушке. Это замечательное оружие дал ему Беляев и даже научил немного стрелять. Наталья Петровна с благодарностью смотрит на Алексея Николаевича и просит немного обучить Колю жизни. Мальчик ведет своего учителя кормить Фаворита хлебом. Наталья Петровна интересуется мнением о Беляеве у Ракитина, но тот все еще думает о разговоре с ней. 

Появляется Матвей и объявляет, что приехал Игнатий Ильич. Заходит Шпигельский, тепло со всеми здоровается. Наталья Петровна просит его рассказать какую-нибудь забавную историю. Шпигельский рассказывает про своего знакомого Вереницына. У того дочь на выданье созрела. И жених быстро нашелся, хороший молодой человек. И отцу, и дочери понравился. Дело уже к свадьбе шло, но тут бал. И молодая Вереницкая там знакомится с заезжим офицером, влюбляется в него. О свадьбе ничего слышать не желает. Отец ей уступает. Офицер в нее влюбляется, предложение делает. А она заявляет, что не выйдет замуж, так как обоих сильно любит. Наталья Петровна неосторожно замечает, что человек может любить двух людей одновременно. Ракитин пытается развить эту тему, а она теперь выкручивается. Игнатий Ильич переводит взгляд с одного на другого и улыбается.

Игроки откладывают карты и встают. Анна Семеновна замечает, что Наталья Петровна бледная, но Шпигельский ее успокаивает. Доктор дожидается, когда большая часть людей уйдет, и отводит Наталью Петровну в сторону. Один его хороший знакомый хочет посвататься к Верочке. Наталья Петровна говорит, что воспитанница еще юна для этого.

Вбегают Вера и Коля. Беляев делает для них змея, и они прибежали за клеем. Но Шааф перехватывает Колю и уводит его учиться. Мальчик успевает шепотом передать Ракитину поручение, тот согласно кивает. Наталья Петровна спрашивает у Веры, чем они занимались. Та рассказывает, что Беляев лазил по дереву за белкой, катался на корове, сделал им лук со стрелами, а теперь мастерит змея. Рассказывала это все девушка со смехом, потом ушла в кабинет. Наталья Петровна в очередной раз сказала Шпигельскому, что Вера еще дитя. Доктор кивнул, но заметил, что это не мешает делу. Договорить он не успел. Когда Ракитин вернулся, Шпигельский вспомнил, что у кучера Ислаевых горячка и ему нужно к нему.

Ракитин и Наталья Петровна остаются одни. Наконец, она может смело поговорить с ним о чувствах. Она любит его. Он никогда не заставлял ее плакать. И Наталья Петровна благодарна ему за это. Все это она говорит Ракитину, он отвечает, что полностью в ее власти. Михаил Александрович давно ее любит.

Доносится голос Аркадия Ислаева из залы, Наталья Петровна убегает. Заходит Ислаев, взбудораженный. Говорит только о работе. Следом заходит Беляев, отчитывается за выполненные указания. Аркадий благодарит его и здоровается с только что вошедшей супругой. Ракитин подмечает, что Ислаев со всеми здоровается по десятку раз, на что тот только отмахивается, мол, хлопоты.

Ислаев зовет Ракитина посмотреть новую веялку. Они уходят. Наталья Петровна ближе знакомится с Беляевым. Узнает, что ему двадцать один, мать умерла, есть любимая младшая сестра Наталья. За откровенность Наталья Петровна делится своими переживаниями о Коле. Она хочет, чтобы у него было счастливое, свободное детство. У Натальи Петровны был очень строгий отец, его боялись все. Беляев признается, что его никто не воспитывал, отец зарабатывал деньги. Наталья Петровна резко меняет тему, высказывает свою надежду на дальнейшее сближение ее и Беляева. В знак признательности тот целует ей руку. Эту картину застает Шпигельский.

Наталья Петровна пытается выкрутиться из неудобного положения, но в комнату врывается Вера. Ей нужен Беляев. Ислаева немного злится за неподобающее поведение воспитанницы, но держит себя в руках. Молодой учитель подходит к ней, они перешептываются и посмеиваются. Наталья Петровна у зеркала наблюдает за ними. Потом подходит к Шпигельскому и говорит, что подумает о его предложении. 

Действие 2: Сад

По саду идут Катерина и Матвей. Молодая служанка очень нравится мужчине, чего он не скрывает. Она вроде бы тоже неравнодушна к нему, но сегодня ведет себя не так приветливо, что его задевает. Поговорить им не удается, появляется Шааф. Матвей уходит в малинник. Немец тоже заинтересован Катериной, но от разговора с ним служанку спасают направляющиеся в сад Наталья Петровна и Ракитин. Катя убегает в малинник. Наталья Петровна интересуется, где Коля, а, узнав, что мальчик учится игре на фортепиано, предлагает Шаафу втроем отправиться на рыбалку. Они уходят.

Катя высовывается из малинника, продолжает собирать ягоду и тихонько напевает. Теперь в сад входят Беляев и Верочка. Молодой учитель хвалит песню, Катя предлагает им ягод. Они угощаются, потом садятся на лавочку. Беляев показывает Вере, как привязывать хвост змею. Вере очень нравится молодой учитель, просто она пока не до конца понимает своих чувств. Между молодыми людьми завязывается непринужденная беседа. Беляев узнает, что Верочка круглая сирота, выросла в этом доме. Покойная мать Натальи Петровны отдала ее в пансионат, а Наталья Петровна год назад забрала ее оттуда. Вера замечает хозяйку с Ракитиным, говорит об этом учителю. Они встают и уходят. Катя снова прячется в малиннике.

Ракитин и Ислаева садятся на лавочку. Наталья Петровна переживает за Верочку. Она видела, как та уходила с Беляевым. Но больше хозяйку беспокоят ее собственные ощущения. Ракитин подмечает, что последнее время она растерянная и что-то с ней не то. У него есть подозрения на этот счет, но озвучить их он не решается. Михаил Александрович резко меняет тему, наслаждаясь природой. Ислаева говорит, что если бы природа была живой женщиной, ей было бы приятно слушать столь изящные комплименты.

Катя выходит из малинника. Наталья Петровна хвалит ее за собранную ягоду. Катерина уходит, хозяйка следом за ней. Наталья Петровна хочет проведать Верочку.

Ракитин, оставшись один, думает о Наталье Петровне. Думает о ее внутренней тревоге, о своих чувствах. И неожиданно приходит к выводу, что его подруга увлечена молодым учителем. Она слишком часто говорит о нем. В этот момент Ракитин видит Беляева и решает поговорить с ним.

Беляев производит на него не самое дурное впечатление. Он хороший охотник, неплохой человек. К тому же, на именины Натальи Петровны решил сделать фейерверк. Эту тему Ракитин решает развить, но с удивлением слышит, что Беляеву хоть и приятно слышать, что Наталье Петровне он нравится, в ее обществе, тем не менее, он чувствует себя скованным. Ракитин интересуется причиной этого. Но Беляев не отвечает. Слышит коростреля. Хочет сбегать за ружьем, но тут же сталкивается с Натальей Петровной, которая просит его не убивать птицу. Ислаева замечает, что змея нет. Беляев убрал его, так как подумал, что хозяйке эта затея не нравится. Наталья Петровна смущается от такого заявления. Предлагает взять Верочку, Колю, змея и вчетвером отправиться на луг. 

Ракитин остается один. Ему не нравится живость и веселость в глазах подруги, когда она смотрит на Беляева. Ракитин опасается испытать ревность. Михаил Александрович замечает Шпигельского и Большинцова и идет к ним. Узнав, что им нужна Наталья Петровна, Ракитин уходит позвать ее.

Афанасий Иванович Большинцов – тот самый хороший приятель Шпигельского, который хочет свататься к Верочке. Но если у себя дома он был готов на все, то здесь оробел. За всю свою жизнь он мало общался с женщинами, даже сторонился их, поэтому сейчас очень переживает. Но Шпигельский поддерживает его, даже учит, какие нежные слова говорить для начала.

Появляются Наталья Петровна, Верочка, Коля, Беляев, Ракитин и Лизавета Богдановна. Наталья Петровна тепло приветствует гостей, но вскоре оставляет их на Ракитину и Лизавету Богдановну, так как Коле не терпится запустить змея. Ислаева предлагает им в случае чего идти за ними и при этом смотрит на Ракитина.

Большинцов с Лизаветой Богдановной и Шпигельский с Ракитиным следуют за Натальей Петровной. Доктор говорит Михаилу Александровичу, что ему с ним нужно поговорить.

Действие 3: Гостиная

Шпигельский просит Ракитина о помощи. Тот должен замолвить перед Натальей Петровной словечко за Большинцова. Чтобы хотя бы дали понять, может ли он приезжать к Верочке или нет. По секрету доктор говорит, что за разрешение Большинцов обещал ему подарить хорошую тройку. Конечно, дело не только в лошадях, как утверждает Шпигельский. Ракитин на это только улыбается. Когда Наталья Петровна заходит, доктор спасается бегством в другую комнату.

Ислаева определенно взволнована, что замечает Ракитин. Он передает ей слова Шпигельского, но все равно они говорят о ее чувствах. Наталья Петровна признается другу, что влюблена в Беляева. Ее чувства ранят Михаила Александровича. Он ведет себя холодно и сухо по отношению к ней. Предлагает позвать Верочку для решения вопроса по ее ситуации. Наталья Петровна соглашается. Когда остается одна, она с горечью думает о ревности Ракитина и с ужасом понимает, что за все это время о муже и не вспоминала.

Приходит Верочка. Наталья Петровна спрашивает у нее, как бы она отреагировала, если бы у Ислаевой спросили руки и сердца Веры. Та вдруг начинает плакать. Ислаева быстро соображает, что воспитанница неверно восприняла ее вопрос. Она подумала, что от нее хотят избавиться. Поэтому Наталья Петровна успокаивает Верочку. Ласкает ее, напоминает, что является ей не благодетельницей, а старшей сестрой. Вера успокаивается, разговор проходит сносно. Воспитанница не стремится пока выходить замуж. Ислаева догадывается об основной причине. Она думает, что Вера влюблена. Ее предположение подтверждает красное лицо Верочки, когда Наталья Петровна начинает перечислять имена возможных ухажеров и доходит до Беляева. Они разговаривают о нем. С Верой Беляев всегда весел и разговорчив. Для Ислаевой все становится на свои места: Вера влюблена в молодого учителя. Воспитанница тем временем находит утешение в объятиях хозяйки, но чувствует, как та напрягается. Девушка отстраняется и видит бледное лицо Ислаевой. Верочка спрашивает, что с ней, Наталья Петровна качает головой, обещает позже поговорить и просит воспитанницу уйти. Вера со слезами на глазах, чувствуя вину, которую не может понять, уходит.

Ислаева, оставшись одна, полноценно осознает свою влюбленность и приходит в ужас. Она уверена, что и Беляеву, и Ракитину нужно уехать, а ей — вернуться к Аркадию и забыть обо всем этом. Входит Ракитин, Вера ему сказала, что хозяйке нездоровится. Он тоже замечает бледность Натальи Петровны. Садится рядом, говорит с ней, решается дать совет. Она слушает. Его совет сводится к тому же, о чем она думала сама: ему с учителем нужно уехать. Наталья Петровна в какой-то момент перебивает Михаила Александровича и делится с ним тем, что, не осознавая свою ревность, она чуть не подписала Верочке приговор. Ведь серьезно рассматривала кандидатуру Большинцова в женихи для нее. Это ее пугает. Потом она оскорбляет Ракитина, когда тот говорит, что если она хочет, он может задержаться и не уезжать сразу. Она видит в этом надежду на возобновление старых отношений, о чем зло говорит ему. 

Ракитин собирается уйти, но Ислаева хватает его за руку, просит прощенья  и прислоняется к его плечу. В этот момент входят Аркадий и Анна Семеновна. Наталья Петровна сбегает, а смущенный Ракитин остается стоять. Анна Семеновна обеспокоена нездоровым видом Натальи Петровны, хочет пойти к ней, но Ракитин ее останавливает. Он просит их пока что не трогать Ислаеву, позже он все объяснит. Аркадий бросает на него холодный взгляд, забирает мать и уходит.

Возвращается Наталья Петровна. Ракитин пересказывает ей разговор с Аркадием. Ислаева злится и запрещает Михаилу Александровичу говорить Аркадию что либо о ней и Беляеве. Затем просит Ракитина позвать учителя, чтобы самой попросить его уехать. Ракитин уходит.

Приходит Беляев. Ислаева пытается узнать его мнение о Вере. В итоге прямо рассказывает о Вериных чувствах к нему. Но он девушку не любит. Поэтому считает, что ему нужно уехать. Наталью Петровну это злит. О необходимости его отъезда должна была сказать ему она. Одновременно с этим Ислаева радуется отсутствию ответных чувств у учителя. И вопреки обещаниям, данным Ракитину, уговаривает Беляева пока не уезжать, дождаться вечера. Молодой человек соглашается и уходит. Наталья Петровна понимает, что опять все испортила. Убедила его остаться, когда должна была потребовать его незамедлительного отъезда. Она просто не может совладать с чувствами. В конце концов, Наталья Петровна приходит к выводу, что она должна написать Беляеву письмо с просьбой уехать.

Действие 4: Сени

Шел мелкий дождик. Катя ходила по сеням в ожидании Беляева. Вера просила найти его. Поговорить напоследок нужно было. Но Катерине пришлось прятаться. К сеням подходили Лизавета Богдановна и Шпигельский. Компаньонку беспокоило поведение хозяйки, да и всех остальных. Ходили недовольные, никто друг с другом особо не разговаривал. Шпигельский успокоил ее. Но в сени они пришли не для того, чтобы про Ислаеву говорить. Доктор просил Лизавету Богдановну стать его женой. Между ними была симпатия, взаимная. Женщина обещала подумать. Когда дождь кончился, Шпигельский и Лизавета Богдановна ушли.

Появился Беляев, Катя позвала его, а сама побежала за Верой. Беляеву было неловко от Вериных чувств и записка от Ислаевой, в которой она просила его не уезжать, пока они не поговорят, тоже смущала. Пришла Верочка. Она извинилась перед молодым учителем за свои чувства. Она не хотела, чтобы Беляев уезжал, а еще она видела ревность к ней со стороны Ислаевой. Об этом она тоже рассказала Беляеву.

В сенях появляется Наталья Петровна. Вера не сразу ее замечает, а когда это происходит, девушка не выдерживает, подходит к ней и говорит, что ревновать Ислаевой незачем. Ее, Веру, Беляев не любит. И Наталье Петровне незачем притворяться, якобы она не понимает, о чем речь. Если же она действительно не понимает, то Вера в таком случае просит ее здесь и сейчас сказать о своем равнодушии к Беляеву. Но Наталья Петровна отводит взгляд. Вера в слезах убегает. Ислаева винит себя, но противиться себе не может. Она открыто признается Беляеву в любви, чем слегка шокирует несчастного. Он даже начинает думать, что испытывает к Ислаевой ответные чувства, но боится их разницы в статусе. Наталья Петровна просит его уезжать, но тут же меняет свое решение и просит остаться. Беляев по просьбе Натальи Петровны берет ее за руку, в этот момент в сени входит Ракитин.

Михаил Алекандрович искал Наталью Петровну, потому что ее ищет Аркадий. Беляев убегает, как только представляется такая возможность. Ракитин после увиденной сцены делает для себя определенные выводы, а Ислаева уклоняется от всех вопросов. В сенях показываются Аркадий Ислаев и Шпигельский. Хозяин зовет всех пить чай, подставляет руку супруге, та берет ее. Они выходят первые. При этом Аркадий за все это короткое время даже не посмотрел на Ракитина. Он был неприятно удивлен открывшейся ему картиной.

Действие 5: Гостиная

Аркадий Ислаев занимается бумагами. К нему заходит Анна Семеновна. Ее беспокоит положение дел в семье. Она интересуется, объяснялся ли с Аркадием Ракитин, на что тот отвечает отрицательно. Помимо этого, Ракитин словно и не торопится прояснить ситуацию, а Ислаев и не думает его торопить. Анна Семеновна предлагает свою помощь в этом вопросе, но Аркадий отказывает. Тогда женщина замечает, что ему виднее, как поступать, после чего уходит. Ислаев зовет Матвея и просит отправить к нему Михаила Александровича.

Когда Ракитин приходит, Аркадию тяжело и неловко заводить разговор, но он все же решается. Прямо спрашивает у друга, любит ли тот Наталью Петровну не как подругу, а как женщину, и просит быть откровенным. Михаил Александрович честно признается, что любит. Ислаев не спешит с ним ссориться. Говорит, что всегда замечал их взаимную симпатию. Плохо то, что в сенях Ракитина и Наталью Петровну видел не только Аркадий. Он не может противиться двум любящим сердцам, но нужно обдумать, как ему отступить, чтобы никого из них не опозорить. Ракитин же ему говорит, что собирается уехать. Аркадий оживает. По его мнению, это к лучшему. Ведь он тоже любит Наталью Петровну и отпускать ее тяжело. Поэтому да, пожалуй, Ракитину стоит уехать. Но ненадолго. Без него они не справятся. Беляев, конечно, славный, но до Михаила Александровича ему далеко. Ракитин на это язвительно советует присмотреться к молодому учителю. Ислаев подвоха не чувствует. Видит входящего Беляева, тепло обнимает Ракитина и уходит по делам.

Беляев подходит к Ракитину. Михаил Александрович пытается скрыть свою неприязнь, но у него плохо получается. Тем не менее, Ракитин доверительно сообщает Беляеву, что уезжает. О причине своего отъезда он говорит лишь часть. Ту, в которой Аркадий спрашивал его о своих подозрениях. Ракитин задает риторический вопрос Беляеву, поступил бы тот так же на месте Ракитина, на что молодой учитель вынужден согласиться. Михаил Александрович расплывчато предостерегает Беляева о коварстве женщин, о том, как приятно и невыносимо в их власти. Всем этим разговором он, возможно, неосознанно намекает Беляеву последовать его примеру и тоже уехать.

Входят Наталья Петровна и Верочка. Последняя сразу садится за стол и принимается за работу. Ислаева здоровается с мужчинами. Ракитин кратко ей отвечает, Беляев только кланяется. Михаил Александрович как бы между делом сообщает ей о своем отъезде. Наталья Петровна спрашивает, надолго ли он уезжает, на что Ракитин отвечает уклончиво. Ислаева спрашивает Беляева о рисунках, которые он рисовал для Коли, но при этом продолжает смотреть на Михаила Александровича. Тот стоит как на иголках и вскоре уходит. Беляев срывается с места и идет за Ракитиным.

Наталья Петровна подходит к Вере, опускается перед ней на колени и просит прощения. Но Вера не реагирует. Девушка заметила, что хозяйка сегодня ласковее обычного. И она уверена, что причина этого – взаимная любовь. В версию, где Ислаева мягкая и ласковая из-за чувства вины, Верочка не верит. Наталья Петровна не успевает ее переубедить, Аркадий зовет супругу, она уходит.

Вера недолго остается одна. К ней проходит Шпигельский. Девушка спрашивает у него про Большинцова, а когда слышит, что тот хороший, надежный человек, заявляет, что хочет выйти за него замуж и как можно скорее. Довольный Шпигельский уходит, входит Беляев.

Беляев зашел проститься с Верочкой. Он беседовал с Ракитиным и теперь понимает, что тот уезжает из-за него. Беляев не хотел, чтобы все так обернулось. Не хотел отъезда Ракитина и его боли. Не хотел, чтобы дамы в него влюблялись. Поэтому он уезжает. Прямо сейчас он идет пешком до Петровского, там встречается с Михаилом Александровичем и вместе они едут в Москву. Об отъезде Беляева никто не знает, кроме Веры и Ракитина. Он желает Вере счастья, просит передать записку Наталье Петровне, еще раз прощается и убегает.

Входит Наталья Петровна, Вера отдает ей записку. Ислаевой становится дурно. Она почти ненавидит и Веру, и Беляева, и Ракитина. Входит Аркадий, видит состояние жены и понимает, что Михаил Аркадьевич уже сказал ей о своем отъезде. Приходит Ракитин. Прощается с Натальей Петровной, та сухо прощается в ответ. Ислаев ругает его за поспешность, Ракитин лишь с горькой усмешкой смотрит на друга. В гостиную вбегают Шпигельский, Анна Семеновна, Коля и Лизавета Богдановна. Служанка сказала им, что хозяйке плохо. Ислаев всех успокаивает. Коля спрашивает, где Беляев, на что отец ему отвечает, что тот скоро придет. Ракитин шепчет ему, что Беляев тоже уезжает. Аркадий удивляется в очередной раз. 

Анна Семеновна смотрит на происходящее в полном недоумении. Ракитин со всеми прощается. Шпигельский предлагает подвезти его на новой тройке. Михаил Александрович соглашается и они уходят. Лизавета Богдановна подходит к матери Аркадия и с улыбкой говорит, что тоже скоро покинет этот дом. Анна Семеновна в изумлении смотрит на нее.

Автор: Елизавета Гориславец

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *