Краткое содержание пьесы «Фауст» по действиям и актам (Гете)

Краткий пересказ трагедии Иоганна Вольфганга фон Гете «Фауст» по действиям (с подробностями и цитатами) поможет Вам освежить в памяти основные события произведения, вспомнить главных героев и то, как развивались отношения между ними. А также Многомудрый Литрекон напоминает, что сюжет в сокращении может помочь при подборе аргументов для экзаменационного сочинения и в выполнении других заданий.

Содержание:

Посвящение

Трагедию открывает посвящение, где описывается, как автору являются тени прошлого. Он вспоминает молодость, людей, которыми он тогда дорожил, своих друзей, благодарит их за то, что они были рядом в то время.

Его окутывает ностальгия, он жаждет вновь пережить то, что было.

Театральное вступление

Действие начинается с того, что директор театра обращается к Поэту, он просит написать произведение, которое будет развлекать зрителя, будет интересно большому количеству людей и привлечет их в театр. Он уже грезить о толпах людей, которые хоть и не поймут прекрасного, но будут рады заплатить за яркую пьесу. Поэта же влечет работа для потомков, которая будет по-настоящему талантлива. Ему возражает комик: самое ценное — это развлечь толпу, поэтому в пьесе должны быть шутки. Директор просит добавить приключения. Зрители все равно приходят в театр «переваривать обед» или «показывать наряды».

На это Поэт заявляет, что писать в угоду зрителю — это «бездарных проходимцев ремесло». В поэте сочетается могущество всего человечества, его дар божественный, и им нельзя бросаться. Комик советует думать о деле, ведь пьеса не для Бога, а для глупых и пустых людей. Поэт призывает юность вернуть ему прежний жар души, а комик говорит, что жар души нужен только для развлечений молодости. В ответ на это Директор посоветовал обращаться с поэзией «по-свойски» и приступить к делу, если Поэт хочет, чтобы его произведения действительно были интересны зрителю.

Поэт и Комик получают все возможности театра, для того чтобы «пройдя все ярусы подряд, сойти с небес сквозь землю в ад». Театр становится моделью мира, где живут Поэт и Комик.

Пролог в небе

Архангелы поют хвалу Творцу, но тут к Богу на прием приходит Дьявол, который высмеивает его. Он рассуждает о людской жизни: даже с божьим даром разума («искрой»), они продолжают жить подобно животным. Напрасно Бог вообще тратил на них свое время. Тогда Господь интересуется у Мефистофеля, знает ли он Фауста. Дьявол знает его, Фауст – это ученый, который искренне предан Богу и своему делу, он смело берет новые вершины, не боится трудностей.

Дьявол предлагает Богу спор. Мефистофель собирается переманить Фауста на свою сторону, подвергая его искушениям. Бог же уверен, что его подопечный справится со всеми трудностями и не свернет с верного пути. Он даже рад, что стремящегося к покою человека черт сделает более активным.

Часть первая

Ночь

Действие происходит в маленькой, мрачной комнате. Фауст не может уснуть и сидит над книгой, он размышляет о том, что, несмотря на все его старания, на то, что он овладел философией, богословием, юриспруденцией, медициной, все равно «был и остался дураком», да еще и нищим. Доктор решает обратиться к магии, чтобы открыть тайны бытия. Но поздно: живую красоту природы и любви он променял на книги и тлен в тесной каморке. Внезапно он видит в книге Нострадамуса (предсказателя) знак Макрокосма. В этом он видит знак свыше и радуется: есть надежда познать тайный бытия! Но божественная гармония также закрыта для него, как и этот знак. Он даже не знает, к чему стремится. Видя эмблему земли, он понимает, что эта стихия ему ближе. Он готов познать ее даже через борьбу. Он вызывает духа, и тот смеется над страхом Фауста, а сам Фауст настаивает на том, что они во всем равны. Дух отрицает их близость и исчезает.

Внезапно в комнату входит Вагнер («ничтожный червь сухой науки»), ученик Фауста. Они начинают беседовать, и во время разговора Доктор говорит о том, что люди ничего не знают о древности и даже о своем времени, даже если утверждают иное. Вагнер возражает ему. Фауст недоволен мнением Вагнера, он считает самонадеянной веру в то, что человек способен понять все сложные тайны мироздания.

После этого Вагнер ушел, а Фауст продолжает рассуждать о том, что раньше считал себя равным Богу, но понял, что это не так. Что есть знание? Лишь иллюзия, которая всегда разбирается о стену, отделяющую человека от Бога. Все потуги Фауста бесполезны, он осознает, что пользу дает лишь мгновение. Фауст собирается выпить яд и окончить свою жизнь: совершить хоть раз смелый поступок, пусть он и обречет его на вечные муки. Но в этот момент, в ту секунду, когда Доктор поднес бокал к губам, он слышит хоровое пение. Фауст понимает, что ангелы поют о Воскресении Христа.

Фауст отказывается от идеи покончить с жизнью.

У городских ворот

Толпа громко гуляет, в ней Фауст и Вагнер. К доктору подходит старый крестьянин, он благодарит Фауста и его покойного отца за избавление города от чумы.

Но Фауст не рад, ему стыдно, ведь он знает правду. На самом деле его отец не только лечил людей, он еще проводил на них эксперименты и давал отраву, поэтому одних он убивал, а других излечивал. Фауст чувствует большой стыд за себя и своего отца. Доктор говорит, что променял бы свое учение на прогулки по полям и полеты над морем. Вагнеру же милей редкий пергамент, он рад своей судьбе. Фауст сетует на то, что в нем живут две души: одна стремится к небу, другая к земле. И он отдал бы все за наряд, который позволил бы ему возноситься к обеим стихиям и познать их.

После этого к Фаусту и Вагнеру подбегает черный пудель, доктору кажется, что за собакой следует пламя, что она манит их в мистические круги следов.

Рабочая комната Фауста

Пуделя Фауст забрал себе. Действие происходит в рабочей комнате доктора, он занимается переводом Нового Завета на немецкий язык и просит пса прекратить беситься, заняв место у печки. Начав работу, он задумывается и понимает, что первая фраза писания переводится не как «В начале было Слово», а как «В начале было Дело».

В это время Фауста отвлекает пес, он играет и шумит, доктор видит, как собака превращается в дьявола. Доктор намерен изгнать его с помощью своих познаний в магии. Не получается. Мефистофель выглядит как странствующий схоласт (мудрец). Фауст спрашивает, кто он, и получает ответ:

«Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла».

Мефистофель говорит, что тьма — мать всего сущего, а свет — лишь мятежный, но бессильный творец тел, которые разлагаются вместе с ним. Дьявол смеется над слабостями Фауста, ведь знает, что его тревожит. Вскоре Мефистофель решает уйти, но не может, потому что на полу у Фауста начерчена пентаграмма, которая его останавливает. Доктор смеется и не хочет выпускать беса. Тогда дьявол усыпляет доктора с помощью духов и исчезает, повелев крысе выгрызть пентаграмму.

Кабинет Фауста

При своем втором появлении Мефистофель выглядит иначе, он был одет в богатые одежды: красный камзол из атласа, накидка на плечи, шляпа с петушиным пером. Он заманивает Фауста к себе, говорит, что, если тот пойдет с ним, покинет стены своего кабинета, то тогда любая его прихоть и блажь будет исполнена. Фауст колеблется: жизнь уже ему не мила, но желание жизни все еще живет в его душе. Он проклинает все блага и поводы для счастья (славу, любовь, власть), а больше всего — терпение. Мефистофель и духи уговаривают Фауста начать все сначала.

Фауст согласен, он подписывает договор кровью: сначала черт становится слугой Доктора, потом, в загробной жизни, будет наоборот. Герою нет дела до того, что будет после его кончины. Когда он воскликнет «Остановись мгновенье: ты прекрасно!», бес может брать его в свой плен. Доктор хочет от черта не наслаждений, а жизненного опыта, которого не хватало всем его знаниям. Но Мефистофель говорит, что даже опыт не поможет раскрыть тайны мироздания: Бог — эгоист, мир создан для него, а люди обречены прозябать во тьме.

Нежданно приходит ученик, он все перенять у Фауста. Доктор не знает, как ему отказать, и за дело берется Мефистофель: он кокетливо намекает на бесполезность наук и на условия успеха в жизни. Нужно иметь приятную наружность и способность льстить.

После этого благодарный ученик уходит, а Мефистофель и Фауст отправляются в путешествие, они летят на плаще дьявола.

Погреб Ауэрбаха в Лейпциге

Компания людей гуляет и веселится, среди них Фауст и Мефистофель. Дьявол даёт всем выпить вина: из одной бочки льются сразу несколько сортов. Но один из отдыхающих гуляк проливает вино на землю, и оно начинает гореть. Мужчина кричит о том, что это адское пламя. Мефистофель поддакивает ему и усмиряет стихию, наслаждаясь, как его приятели пьянеют и ведут себя как скоты, ругаясь и унижаясь.

Компания накидывается на дьявола, так как узнаёт, кто он. Но Мефистофель затуманивает их разумы, всем кажется, что они находятся в прекрасном краю, а вместо носов друг друга видят виноградные лозы. В это время Фауст и дьявол успевают бежать.

Кухня ведьмы

Сцена начинается с того, что Фауст и Мефистофель ждут ведьму, а близ них кипит странное варево в котле, и его помешивает мартышка. Фауст говорит дьяволу, что его мучают грустные мысли, а в колдовство он не верит. Мефистофель советует ему заняться деревенской работой и ограничить себя «скотской жизнью», но Фауст не привык к работе. Он говорит, что ему чужда простая жизнь, он хочет размаха.

В зеркале ему привиделась прекрасная дева, он жаждет обладать ею. Мефистофель обещает найти ему такую же, когда ведьма сделает его молодым. Колдунья пришла и стала делать все положенные ритуалы после перебранки с Мефистофелем.

Дьявол просит ведьму приготовить зелье для Фауста. Доктор сомневается в чарах ведьмы, но делает все, что нужно. К нему возвращается потерянная молодость. Но эффект зелья заставляет его во всех дамах видеть идеал красоты. Черт советует своему дружку прогуляться на свежем воздухе.

Улица

Фауст видит на улице Маргариту, он поражён её красотой. Доктор просит дьявола сделать так, чтобы Маргарита была с ним. Мефистофель не может исполнить желание Фауста, потому что Маргарита невинна, он выслушал её исповедь и понял, что не имеет власти над девушкой. Тогда Фауст ставит условие: или Мефистофель сводит его с Маргаритой, или он расторгает договор.

Черт советует ему повременить и набраться терпения. Пока девушка пойдет к соседке, он проведут Фауста в ее комнату. А пока Мефистофель отправился за подарком для дамы — старым кладом.

Вечер

Маргарита заметила Фауста. Она сидит в своей комнате и размышляет о том, кто был этот человек. А она многое бы отдала за то, чтобы это выяснить. После девушка выходит из комнаты, тогда Фауст и дьявол оставляют ей подарок, это шкатулка с драгоценностями. Доктор почти жалеет, что посягнул на этот приют невинности и чистоты. Ему больно вспоминать о Маргарите, он ее недостоин.

Фауст сомневается, но все же оставляет подарок. Девушка находит его и примеряет серьги с цепочкой. Она сетует на свою бедность.

На прогулке

Но подаренные украшения не остались у Маргариты, её мать поняла, что этот подарок от нечистой силы. Женщина отнесла драгоценности священнику, он взял их себе, посулив взамен манну небесную. Девушка пожалела об этом, но не могла спорить.

Фауст решает подарить Маргарите что-то другое через ее соседку. Черт обещается помочь.

Дом соседки

Марта жалуется богу на то, что ее муж пропал. Она очень хочет получить свидетельство о смерти.

Маргарита получает другой подарок. Она приходит к соседке Марте, чтобы рассказать, что нашла у себя вторую шкатулку с драгоценностями. Марта говорит ничего не рассказывать матери, начинает оценивать украшения.

К Марте является дьявол и говорит о том, что её муж умер. На самом деле он выдумал это, чтобы свести Фауста с Маргаритой. Марта спрашивает, можно ли получить бумагу о смерти мужа. Она слушает рассказ о последних днях убитого и жалеет лишь о деньгах, которые у него были, но ушли на содержанок в чужом краю. Чтобы снова выйти замуж, она хочет официально признать супруга мертвым и просит документ. Дьявол говорит, что он вернётся скоро и приведет своего друга, чтобы тот дал показания о смерти.

Мефистофель просит Маргариту тоже быть в саду, потому что его друг — «отличный малый».

Фауст не хочет идти на обман с мужем Марты, но черт убеждает его в том, что он, когда лечил и учил людей, тоже занимался обманом.

Сад

Маргарита и Фауст прогуливаются в саду. Девушка рассказывает о себе, говорит, что живет с матерью, а её отец и сестра умерли, брат служит в армии. Она стесняется богатого вельможи, ведь сама живет бедно и много работает. Она переживает, что ему с ней скучно, он же хвалит ее за простоту и скромность, ведь мудрость ему уже надоела.

Маргарита решает погадать на астре. В ответ она получает «любит». Тогда Фауст признается девушке в своих чувствах, но она вырывается и убегает, хоть и тоже любит его.

В это же время Марта пытается выяснить, не хочет ли богатый путешественник Мефистофель жениться на ней, они откровенно флиртуют.

Беседка

Фауст преследует Маргариту и догоняет ее в беседке. Он целует ее, она его, они счастливы. За ними приходит черт, зовет домой.

Маргарита идет домой, боясь гнева матери. Она не знает, чем привлекает такого умного и богатого человека.

Лесная пещера

Фауст скрылся ото всех в лесной пещере. Он понимает, что союз с чертом ему на руку: он своим цинизмом обращает соблазны в ничто. При этом герой получил возможность познать мир по-настоящему. Приходит черт, начинается перепалка. Мефистофель не понимает, зачем слоняться по темной пещере, а Фауст говорит, что черту его не понять.

Мефистофель говорит ему, что Маргарита боится и тоскует. Девушка думает, что Фауст остыл к ней. Дьявол удивлён, что доктор решил оставить возлюбленную. Но наш герой мучается от укора совести: своей любовью он погубил девушку, лишил ее чистоты и покровительства Бога. Он специально ушел, чтобы не губить ее дальше, но ее образ преследует его адским соблазном. Черт упрекает его в трусости: хотел познать все, так нечего колебаться! Фауст идет к девушке.

Сад Маргариты

Маргариты снова гуляет с Фаустом саду. Она спрашивает избранника о его вере: почему он не ходит в церковь? Герой отвечает, что настоящая вера не в слове, а в чувстве, и не стоит верить тем, кто кричит о своей религии. Прямого ответа на вопрос он так и не дал. Девушка говорит о том, что ей не нравится Мефистофель. Ей кажется, что он может предать. Она чувствует, что он далек от веры, поэтому считает Фауста неверующим. При Мефистофеле она не может молиться, это ее пугает.

Фауст вручает девушке пузырёк со снотворным, чтобы она могла дать его своей матери, и ему удалось побольше побыть с ней наедине. Она охотно берет снотворное, чтобы отдать избраннику всю себя.

У колодца

Маргарита встречается со знакомой, а та обсуждает поведение соседки: она забеременела без мужа! Теперь все ее осуждали. Парень, от которого она забеременела, бросил ее, да и то ему не дали бы жениться на падшей женщине. В беде девушки оставались один на один с позором, и вся округа издевалась над ними. Маргарита жалеет ее, но ее знакомая непреклонна: поделом ей!

Теперь Маргарита и сама пала: если раньше она охотно осуждала девушек, то теперь не могла сказать и слова им в укор. Потом она идет и молится о прощении греха.

Ночь. Улица перед домом Гретхен

Брат Маргариты, Валентин, очень огорчен тем, что девушка навлекла на себя позор связью без брака. Раньше он хвастался ее добродетелью, но теперь все однополчане смеялись над его семьей. Молодой человек решает расправиться с Фаустом. Увидев его у своего дома, Валентин предлагает ему поединок. В битве Валентин умирает. Мефистофель и Фауст скрываются из города. Перед своей смертью Валентин говорит сестре при всех, что она стала дурной женщиной и обрекла семью на позор. Ее ждет судьба продажной девки.

Валентин угрожает Марте и винит ее за сводничество. Маргарите он говорит, что даже если Бог простит ее, она все равно будет презренной грешницей в его глазах.

Собор

Сцена происходит на церковной службе в соборе, там и Маргарита. Позади девушки злой дух, который нашептывает ей мысли о горе и позоре. Маргарита обвиняет себя в смерти брата и матери, которая не проснулась после снотворного зелья. Кроме этого, Маргарита носит под сердцем ребёнка.

Злой дух говорит, что ей больше нельзя быть в церкви, ее время невинности миновало. Не выдержав тяжелых мыслей, девушка падает в обморок: теперь своды храма душат ее.

Вальпургиева ночь

Приятели летят на праздник, говорят о пустяках. Фауст любит весну, а вот черт предпочитает зиму. Оба веселы.

Шабаш ведьм и колдунов, за этим действием наблюдают Фауст и Мефистофель. Они гуляют вдоль костров и встречают генерала, министра, разбогатевшего дельца, писателя, ведьму- старьевщицу, Лилит, Медузу, многих других. Черт танцует и пошло шутит с дамами.

Но одна из теней напоминает Фаусту Маргариту, ему кажется, что девушка обезглавлена. Черт успокаивает его: это всего лишь видение.

Пасмурный день. Поле

Положение Маргариты ухудшается. Фауст узнает, что она в тюрьме, а черт скрывал это от него. Мефистофель рассказывает Фаусту о том, что она долго нищенствовала, а потом попала в тюрьму.

Доктор винит дьявола в том, что так сложилась судьба девушки, что он не сказал ему о ней. Но Мефистофель вспоминает о том, что сам Фауст загубил судьбу Маргариты. Да и сам он пошел на сделку с сатаной. Но всё-таки дьявол соглашается помочь спасти девушку. Он усыпит смотрителя и унесёт Маргариту с Фаустом подальше.

Но украсть ключи и вывести Маргариту из темницы должен будет сам Фауст.

Тюрьма

Фауст попадает в темницу, видит там Маргариту, девушка поёт странные песни. Доктор понимает, что она лишилась разума. Маргарита принимает Фауста за палача и просит отсрочить казнь до утра. Фауст объясняет девушке, что перед ней её возлюбленный, и им нужно бежать. Ум ее помутился: она утверждает, что дочь у нее отняли, но на деле она сама ее утопила.

Маргарита рада происходящему, но бежать не спешит. Она упрекает Фауста в том, что он охладел к её объятиям. Девушка рассказывает, как убила мать и утопила в пруду дочь. Она просит выкопать могилу для неё, её матери и брата.

Маргарита отказывается от побега, она просит спасения у Бога. Дьявол говорит, что она осуждена на муки, но откуда-то сверху доносится голос: «Спасена». Девушка раскаивается, и Господь прощает ее. Она примет смерть на казни.

Часть вторая

Действие первое

Живописная местность

Фауст лежит в чудной долине, над ним витают духи. Они успокаивают его и восстанавливают силы после инцидента с Маргаритой. Фауст наслаждается природой и хвалит ее.

Императорский дворец. Маскарад

В императорском дворце проходит собрание. Мефистофель является перед императором в образе шута. В тронном зале проходит государственный совет. Канцлер говорит, что у государства недостаточно денег, а страна находится в упадке. Монарх легкомысленно игнорирует проблему, он хочет веселиться на бале. Но казначей и генерал поддерживают канцлера: все вокруг рушится, солдаты грабят страну, денег нет, правосудия тоже. Всем заправляет криминал.

Шут (черт) предлагает решение: искать богатство в недрах и природе. Его прерывают, называют безбожником, ведь в природе грех. Другие сетуют на то, что говорить легко, но делать никто не станет. Мефистофель подговорил астролога, и он убедил всех в правильности предсказания. Потом черт объясняет суть проекта: только мудрец найдет клады, запрятанные в земле.

Сад для гулянья

Проблемы государства решает дьявол. Он проворачивает аферу. Мефистофель пускает в оборот ценные бумаги, залогом которых становятся находящиеся в недрах земли драгоценные металлы. Золото когда-то будет найдено и покроет все расходы, но пока обманутые люди расплачиваются деньгами за обещания.

Проблема безденежья решена. Мудрецом для поиска кладов становится Фауст.

Темная галерея

Фауст предстаёт перед двором в роли кудесника, он говорит Мефистофелю, что обещал императору показать Париса и Елену, античных героев. Фауст просит дьявола помочь ему.

Мефистофель даёт Фаусту ключ, который должен помочь ему проникнуть в мир языческих богов и героев.

Рыцарский зал

Все придворные ждут появления Париса и Елены. Мефистофель командует церемонией. Древнегреческая героиня появляется, дамы начинают обсуждать все её достоинства и недостатки. Мужчины особенно едко нападают на Париса, отмечая его плебейские манеры.

Фауст очарован девушкой, как и все мужчины. Перед зрителями разыгрывается сцена похищения Елены Парисом. Фауст пытается спасти и удержать девушку, он влюблен, но духи героев внезапно испаряются. Черт сетует на влюбчивость своего подопечного.

Действие второе

Кабинет Фауста

Фауст находится в своей старой комнате, он лежит без движения. Студент Фамулус рассказывает Мефистофелю, что Вагнер, который теперь стал известным ученым, всё ещё ждёт возвращения своего учителя, сейчас Вагнер находится на пороге великого открытия.

Потом приходит тот самый студент, с которым говорил Мефистофель в самом начале. Теперь он опытный и клеймит своих учителей за глупость и чванливость. Теперь он не уважает даже Фауста, перед которым преклонялся. Черт мягко высмеивает его. Студент провозглашает постулаты субъективного идеализма (весь мир создан моим воображением, я — его хозяин) и уходит.

Лаборатория в средневековом духе

К Вагнеру является Мефистофель. Ученый рассказывает дьяволу, что собирается создать сразу взрослого человека, так как видит несостоятельность в детях. Ученый создаёт гомункула — искусственного человека.

Гомункул говорит дьяволу взять Фауста на праздник Вальпургиевой ночи. Гомункул оставляет Вагнера и улетает с Фаустом и Мефистофелем.

Классическая Вальпургиева ночь

Видя Вальпургиеву ночь, Фауст приходит в себя, он понимает, что ему было нужно. Доктор отправляется на поиски Елены.

Действие третье

Перед дворцом Менелая в Спарте

Елена высаживается на берег Спарты. Она жалеет о похищении и хочет вернуться в лоно семьи. Но супруг по дороге смотрел на нее грустно и говорил неприветливо. Она томится в неведении, что ее ждет. Муж велел приготовить все для жертвоприношения, но не сказал, кого принесут в жертву. Теперь она робеет возвращаться домой, но пересиливает страх.

Там она узнает от ключницы Форкиады, что ее муж, царь Менелай, отправил ее сюда как жертву. Добрая ключница помогает Елене бежать в соседний замок. За 20 лет отсутствия царя там поселились другие народы во главе с благородным и красивым вожаком. К нему за помощью идет Елена и ее свита.

Внутренний двор замка

Это замок Фауста. Доктор говорит Елене, что все, что есть в его замке, теперь принадлежит ей. Он признается в своих чувствах, а Елена горько жалуется на свою судьбу: Боги играли ею, не давая счастья.

Менелай хочет отомстить и направляет свои войска на замок. Фауст идет на него войной. Доктор и Елена укрываются в подземном мире, им хорошо вдвоем. Ключница рассказывает хору историю, где сын двоих счастливых родителей погибает и возносится на небеса.

У Фауста и Елены рождается сын. Эвфорион — необычный ребенок, он может прыгнуть до небес и обладает многими нечеловеческими умениями. Фауст оберегает мальчика, но тот простит оставить его в покое. Ему по нраву бой и риск.

Без присмотра родителей, Эвфрион забирается на высокую скалу, прыгает с нее и погибает. Елена убивается по погибшему сыну, она обнимает Фауста, говорит, что сбывается старое пророчество о том, что не видать ей счастья. Тело Елены растворяется, а в руках Фауста остается только ее одежда. Мать добровольно уходит вслед за сыном в подземное царство. Платье Елены становится облаком и уносит Фауста.

Форкиада срывает маску и становится Мефистофелем. Он вновь исполнил желание Фауста.

Действие четвертое

Горная местность

Фауст на своем облаке подплывает к скале, раньше это было дно преисподней. Герой думает о том, что потерял свою лучшую сущность и чистоту, они ушли вместе с воспоминаниями о любви. К скале прилетает Мефистофель в семимильных сапогах. Черт объясняет, что многие явления природы сделаны бесами, а не Богом. Он спрашивает, что еще затеял Фауст? Черт думает, что Доктор хочет построить свой город или замок для себя одного. Но герой делится с ним тем, что хочет на море построить плотину и отвоевать у воды кусок земли. Он жаждет власти, а не славы, и просит помощи у дьявола.

Вдруг герои слышат звуки войны. Это император, которому когда-то помогли Мефистофель и Фауст, но помогли обманом с ценными бумагами. Теперь правитель в тяжелом положении, а в стране война. Люди жаждут смены власти.

Мефистофель советует Фаусту помочь императору, потому что тогда он сможет как награду получить берег моря. Так и происходит.

Действие пятое

Открытая местность

Бавкида и Филемон — супружеская пара, они в преклонном возрасте и все еще любят друг друга. Они живут у моря, рядом с колокольней и липовой рощей. К старикам наведывается странник, которому они когда-то помогли. Странник благодарен за это.

Старик рассказывает гостю, как умный господин победил стихию, и теперь вокруг уже не было моря, оно было оттеснено плотиной. Он и сам помогал, но в меру сил, так как уже стар.

Сад

Старики рассказывают, что прекрасные владения нового князя были возведены за одну ночь. Они подозревают его в связи с темными силами. Теперь могучий господин хочет выселить их с берега. Они не соглашаются.

Теперь вся округа ходит под властью этого господина, и старики не знают, как быть. Они лишь хотят умереть там, где жили.

Дворец

К пристани подходят суда. Их награбил черт, чтобы все богатства стекались к Фаусту и его поселению. Сам Фауст уже старик. Он одержал победу над морем.

Бавкида и Филемон не хотят покидать родных мест, где прожили столько времени, а Фауст хочет убрать их жилище и часовню, они портят весь вид. Герой возмущен, ведь теперь это его владения. Звук колокола смущает его и напоминает о смерти. Мефистофель обещает разобраться.

Глубокая ночь

Дом Филемона и Бавкиды сгорел в пожаре, уничтожена и липовая роща с колокольней. Мефистофель рассказал об этом Фаусту, он уверял, что стариков пытались уговорить уйти, но от испуга они умерли, а гость, который был у них в тот момент, сопротивлялся и был убит слугами. Также Мефистофель сказал, что не хотел сжигать дом, он загорелся случайно.

Фауст не верит дьяволу, он не хотел такого исхода. Доктор проклинает Мефистофеля. Он мучается от укора совести и не рад своему владению.

Полночь

Фауст видит 4 сестер — Грех, Порок, Нужду и Заботу. К нему в комнату проникает только Забота, а вдали виднеется их брат — Смерть. Он жалеет о том, что его окружают чары, а потом завязывает беседу с Заботой.

Он изменил свои взгляды за эти годы и перестал метаться между небом и землей. Он знает лишь то, что можно взять руками, и в этом мире нужно быть деятельным, а не мечтательным. Толк есть только в деле, а не в слове. Забота же говорит, что всех, кого она посещает, преследует чувство неудовлетворенности жизнью. Она говорит о колебаниях и вспоминает прежнего Фауста, который лишь думал и прикидывал, но не мел силы для дела. Фауст гневается и прогоняет собеседницу. Она же делает его слепым и проклинает за то, что он не признает ее власти над собой.

Но Доктора это не волнует. Он знает, что его дело будет жить, а план воплотится в жизнь.

Большой двор перед дворцом

Фауст стар и слеп. Он слышит стук лопат и думает, что это воплощается его мечта – замок на берегу. На самом деле это Мефистофель приказал замогильным призракам рыть могилу для Фауста.

Доктор верит, что когда-то на его земле будут жить и трудиться свободные люди, он просит присылать сюда новых работников. Его последний подвиг — уничтожение местных болот, которые отравляют воздух. Он нашел смысл жизни — это труд во благо людей.

Жизни годы
Прошли не даром; ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
Дитя, и муж, и старец пусть ведёт,
Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!

Он чувствует величие этого момента, говорит: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!». А после умирает со словами «И это торжество предвосхищая, я высший миг сейчас переживаю».

Положение в гроб

Фауст умер. Мефистофель ждет, когда его дух покинет тело, чтобы представить ему договор, заключенный много лет назад. Лемуры зубоскалят над могилой, черт в восторге. Но дух все не выходит из тела, и бесы ждут. Мефистофель открывает зев ада, готовит для своего приятеля все муки. Он готовится вступить в схватку с ангелами и поймать душу.

Но появляются ангелы, отталкивают бесов от могилы и забирают душу Фауста на небо. Они заспали чертей розами, и они прозевали заветную душу. Черт жалуется на судьбу и грустит.

Автор: Екатерина Костерина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *