Краткое содержание повести «Фауст» (И.С. Тургенев)

Перед нами трогательное и глубокое размышление о времени, переменах, утратах и неожиданных встречах. Герой возвращается в родное имение после долгого отсутствия и с удивлением обнаруживает, как изменилось всё вокруг — дом, сад, люди, — но ещё больше его поражает то, что осталось неизменным. Встреча с прошлым, особенно с женщиной, которая когда-то занимала его мысли, заставляет его задуматься о прожитых годах, упущенных возможностях и том, что в жизни действительно важно. Краткий пересказ повести Тургенева «Фауст» поможет быстро узнать основные события и сюжет, но не заменит прочтения оригинала. Приятного просвещения!

Письмо первое

Павел Александрович возвращается в своё имение после девяти лет отсутствия. Всё вокруг кажется ему изменившимся: дом обветшал, старые слуги постарели, сад разросся. Он испытывает смешанные чувства — ностальгию, грусть, умиротворение. Особенно его трогает зеркало прабабушки, в котором он видит своё постаревшее лицо.

Он вспоминает прошлое, гуляет по саду, слушает пение птиц, размышляет о быстротечности времени. Всё вокруг напоминает ему молодость, но он понимает, что уже не тот человек, каким был раньше. В конце письма он признаётся, что не хочет никого видеть и желает остаться в уединении, чтобы переосмыслить свою жизнь.

Письмо второе

Павел сообщает другу важную новость: он случайно встретил своего старого университетского товарища Приимкова, который оказался его соседом. Но самое удивительное — жена Приимкова, Вера Николаевна, та самая девушка, которой он когда-то увлекался.

Он вспоминает их знакомство: Вера была необычной барышней — спокойной, умной, воспитанной матерью в строгости, без чтения романов и стихов. Павел был очарован ею, но мать Веры отказала ему, сказав, что он «не подходит» для её дочери. Теперь, спустя годы, он с волнением ждёт новой встречи.

Письмо третье

Павел посещает дом Приимковых и с изумлением видит, что Вера Николаевна почти не изменилась — она выглядит так же молодо и спокойно, как в шестнадцать лет. Однако её взгляды остались прежними: она по-прежнему не читает романов и стихов, считая их «выдуманными сочинениями».

Павел решает познакомить её с поэзией и обещает принести «Фауста» Гёте. Их общение лёгкое, но он замечает, что Вера всё так же прямодушна и немного наивна. В конце письма он отвергает мысль о возможном увлечении, но признаётся, что рад этой встрече.

Письмо четвертое

Павел читает Верой Николаевне «Фауста» в китайском домике. Вера, привыкшая к строгому воспитанию матери, впервые сталкивается с поэзией и глубоко потрясена. После чтения она уходит в сад, а позже Приимков замечает, что она плакала. Павел поражён её реакцией — она признаётся, что не ожидала такой силы чувств в книге.

На следующий день Вера говорит, что не спала из-за мыслей, вызванных «Фаустом». Павел рад, что открыл ей мир поэзии, но его смущает её эмоциональная реакция. Он замечает, что сам начинает испытывать к ней нечто большее, чем дружба, но старается убедить себя, что это лишь временное увлечение.

Письмо пятое

Павел часто видится с Верой, они много читают и обсуждают литературу. Он восхищается её умом, чистотой и глубиной восприятия. Вера, несмотря на отсутствие поэтического образования, интуитивно чувствует красоту и правду в искусстве.

Однажды, читая «Онегина», Павел целует ей руку — она смущается и избегает его несколько дней. Позже она просит его больше так не делать, но их отношения остаются тёплыми. Павел признаётся, что образ Веры не выходит у него из головы, но всё ещё отрицает серьёзность своих чувств.

Письмо шестое 

Павел описывает лодочную прогулку с Верой и Шиммелем. Вера впервые поёт при нём — у неё прекрасный голос, о котором она даже не подозревала.

Позже они говорят о мечтах: Павел признаётся, что когда-то представлял себя в Венеции с любимой женщиной, а Вера мечтала о путешествиях и приключениях. Она считает, что мечтать о личном счастье бессмысленно — оно приходит само, как здоровье.

Вера показывает Павлу портрет своей итальянской бабки — страстной, яркой женщины, чьи черты иногда угадываются в её собственной улыбке.

Письмо седьмое

Павел больше не может скрывать своих чувств: он осознаёт, что безнадёжно влюблён. Он понимает, что ему почти сорок, она замужем и любит мужа, но ничего не может с собой поделать.

Его мучает стыд за свою слабость, но он уже не в силах бороться. Даже ирония и скептицизм, которые раньше помогали ему, теперь бессильны.

Письмо восьмое

Павел успокаивает друга, говоря, что преувеличил свои переживания. Он сообщает, что скоро уедет в Петербург, чтобы отвлечься.

Хотя он пытается убедить себя, что всё пройдёт, чувствуется, что его любовь к Вере оставила глубокий след.

Письмо девятое

Павел решает рассказать другу правду о своей трагической истории с Верой. Он вспоминает, как 7 сентября 1850 года, во время чтения сцены из «Фауста», Вера внезапно признаётся ему в любви. Потрясённый, Павел не сразу осознаёт случившееся.

Вечером того же дня они тайно встречаются в китайском домике, где происходит их единственный поцелуй. Но внезапно Вера в ужасе отстраняется — ей кажется, что она видит призрак своей матери. Она убегает, пообещав встретиться на следующий день у садовой калитки.

На следующий вечер Павел ждёт Веру у озера, но она не приходит. Вернувшись домой, он слышит жуткий стон, словно чей-то крик о помощи. Наутро он узнаёт, что Вера тяжело заболела: после встречи с ним у неё начался бред, в котором она видела мать.

Вера умирает через две недели. Перед смертью она бредит «Фаустом» и матерью, называя её то Мартой, то матерью Гретхен. В последний раз, увидев Павла, она цитирует строки из «Фауста» страшным, нечеловеческим голосом.

Павел винит себя в её смерти. Он сравнивает Веру с хрупкой алебастровой вазой, которую он неосторожно разбил в детстве. Её мать, Ельцова, словно из могилы забрала дочь при первом её шаге к запретной любви.

Павел приходит к выводу, что жизнь — не удовольствие, а тяжёлый труд, требующий постоянного самоотречения. Он просит друга помнить Веру чистой и непорочной и заканчивает письмо не пожеланием счастья, а советом «стараться жить», ибо это труднее, чем кажется.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *