«Золотые слова» читательский дневник кратко

Многомудрый Литрекон обожает произведения Михаила Зощенко. И здесь он подготовил для Вас читательский дневник по рассказу «Золотые слова». Что еще за золотые слова, как их распознать и когда говорить – все это Вы поймете, ознакомившись с кратким содержанием, блоками «отзыв» и «чему учит автор». А дальше, при самостоятельной работе, сумеете дополнить мысли Многомудрого и составить собственное мнение. Приятного просвещения!

Главное о произведении

Начнем с небольшого списка:

  • Полное название: «Золотые слова».
  • Автор: Михаил Зощенко.
  • Дата создания: 1940.
  • Жанр: рассказ.
  • Главная мысль: умение следовать приказам – это хорошо, но нужно не забывать, что всегда стоит учитывать обстоятельства.

Кратчайшее содержание

Когда Леля и Минька были маленькими, они обожали ужинать с взрослыми. Разнообразие еды и взрослые беседы привлекали детей. Первое время брат с сестрой вели себя прилежно, но потом осмелели. Начали перебивать взрослых и в целом вели себя, как шумные и невоспитанные дети. Однажды к их родителям пришел в гости на ужин начальник отца. Этот мужчина якобы спас пожарного из огня. Но у него все никак не получалось рассказать свою историю. То Леля лезет со своей детской историей, более важной, то Минька вставлял свои комментарии. И пока остальные гости от души веселились, начальник злился. В конце концов, отец ребят счел их поведение отвратительным. И следующие два месяца Леле и Миньке запрещалось садиться за один стол с взрослыми.

Но вот снова собрались гости. Отец ребят к тому времени «оттаял» и позволил своим детям присоединиться за ужином. Но мужчина выдвинул условия. Леля и Минька могли есть, но говорить им запрещалось. Ребята расстроились, но не сильно. Еды было много, вся вкусная. Минька пытался намазать булку мерзлым маслом. Масло было твердым, его следовало отогреть над горячим чаем. Свой чай Минька выпил, а потому установил нож с маслом над кружкой соседа, одного из гостей. Масло подтаяло и плюхнулось в кружку. Кроме Лели, этого никто не заметил. Дети были бы и рады сказать, но хорошо помнили приказ отца вообще ничего не говорить. А потому молчали. Тем временем гость, и по совместительству начальник отца, не глядя в кружку, принялся размешивать ложкой ее содержимое. Дети за этим наблюдали с ужасом. Они так ничего и не сказали, даже когда мужчина поднес кружку к губам.

Начальник отпил из кружки и тут же схватился за горло. Гости перепугались. Ничего страшного не произошло. Мама ребят попробовала чай и поняла, что это масло. Лели и Миньку спросили, что это значит. Только тогда ребята сказали, что это была случайность, а молчали они, так как им было запрещено говорить. Некоторые гости посмеялись над ситуацией. Отец ребят сказал, что беспрекословно выполнять приказы – это хорошо, но не всегда. В ситуации с маслом нужно было подать голос, потому что изменились обстоятельства. Другие взрослые привели и свои примеры. Мама добавила, что нельзя оставаться в доме, где начался пожар просто потому, что детям запретили выходить из дома. А бабушка сказала, что если всем налили чай, а кому-то одному забыли, об этом тоже нужно говорить. Этот урок Минька запомнил на всю жизнь и использовал его на работе, войне и в повседневных делах.

Вот более подробный пересказ.

Главные герои

В рассказе «Золотые слова» мы находим уже знакомых нам главных героев:

  • Минька – он же Михаил Зощенко. В рассказе это маленький шаловливый мальчик. Любит ужинать с взрослыми, чувствовать себя таким же взрослым.
  • Леля – старшая сестра Миньки. Любопытная девочка, которая, к сожалению, еще не воспитала себя правильно. Любит перебивать взрослых и шалить.
  • родители Лели и Миньки – любящие мать и отец. Они стараются вложить в детей основные правила жизни, привить им уважение к старшим, научить думать своей головой. Но порой их контроль над детьми бывает утерян.
  • начальник отца – неплохой мужчина. Довольно вежливый, но сильно впечатлительный. Любитель драматизировать.

План книги

Рассказ «Золотые слова» веселый и интересный. И составить по нему план для пересказа не составит проблем.

  1. Леля и Минька за одним столом со взрослыми.
  2. Начальник отца в гостях.
  3. Непристойное поведение детей.
  4. Суровое наказание. Леля и Минька больше не будут ужинать со взрослыми.
  5. Спустя два месяца. Милость отца. Леля и Минька снова за столом с взрослыми гостями, но при одном условии: говорить нельзя.
  6. Неприятное происшествие.
  7. Странный чай начальника.
  8. Ситуация проясняется.
  9. Приказы не должны исполняться слепо.

Чему учит?

«Золотые слова» — рассказ довольно интересный. Но назвать его легким произведением для детишек сложно. Ведь в своем произведении автор учит, точнее напоминает, о важности хорошего воспитания. Леля и Минька – не самый лучший пример. Ребята пока не умеют вести себя хорошо. Лезут в чужие разговоры, шумят и балуются. Начальник отца их поведением остается недоволен. Его можно понять. Здорово, что отец ребят предпринял меры. Потому что, если подумать, кто бы вырос из Лели и Миньки в противном случае? Наглые хамы, которых все сторонятся. Дети только познают мир, но нельзя пускать их воспитание на самотек. Детей нужно направлять, объяснять, что можно, а что нельзя.

Мораль данного произведения не менее занимательная и значимая в жизни каждого человека. Сначала дома, потом в садике, школе и на работе, мы порой совершаем грубые ошибки, после которых следуют суровые наказания. Нередко это запреты и ограничения. Нужно ли строго их придерживаться? Автор дает понять, что на этот вопрос ответить однозначно нельзя. На одной чаше весов у нас строгий приказ. У Лели и Миньки это был запрет на разговоры. На другой чаше – новые обстоятельства, которые вносят свои корректировки. Главные герои столкнулись с ними. После отмены запрета сидеть за одним столом с гостями, ребята снова могли присутствовать на ужине. Но они должны были молчать. В этой ситуации плохо то, что отец недостаточно четко разъяснил, как действует запрет. Под молчанием за столом мужчина имел ввиду то, чтобы дети не перебивали взрослых, не мешали им. Леля и Минька же восприняли приказ слишком буквально. Далее произошла ситуация с кружкой чая и маслом. Миньке или Леле следовало предупредить гостя, что этот чай пить нельзя. Но ребята молчали. В итоге произошло недопонимание и только после этого отец объяснил детям, что именно он имел в виду под запретом говорить. 

То есть, если есть приказ, его нужно выполнить. Однако при этом нельзя переставать думать самостоятельно. Даже в жестких рамках нужно продолжать стараться трезво оценивать ситуацию, анализировать происходящее. И действовать не исходя из приказа, а по обстоятельствам. Это правило не применимо разве что к военным. Хотя это тоже вопрос. С одной стороны, они обязаны выполнять указы главнокомандующих. С другой – порой простые солдаты сталкиваются с вопросом чести, человечности и пр.

Исходя из вышесказанного можно прийти к выводу, что рассказ «Золотые слова» заставляет задуматься о том, что не стоит при беседе с детьми ограничиваться пустыми «можно» и «нельзя». Дети – это такие же люди. Они многое понимают, умеют думать. Точнее, потихоньку учатся и тому, и другому. Но должного обучения не произойдет, если не предоставлять им вводные данные.

Отзыв

Рассказ «Золотые слова» мне понравился. Он интересный и поучительный. Мое отношение к Леле и Миньке было переменчивым. Сначала ребята раздражали. Некрасиво влезать в чужие разговоры, шуметь и мешать гостям. Однако потом я сочувствовала главным героям. Их так воспитали. Мне вообще не нравятся родители ребят. Для меня это странные люди, временами не последовательные в своих словах и действиях. Даже в этом рассказе они изначально позволяли сыну и дочери вести себя плохо. Гостям весело и им весело. Всем весело. Лишь с приходом начальника детей решили «поставить на место». Но ведь это дети. Даже у взрослых не всегда работают «порядки», когда что-то можно длительное время, а потом резко нельзя. Что уж говорить про детей.

Мои впечатления от поведения начальника отца смешанные. С одной стороны, нельзя винить его за недовольство. Потому что дети вели себя некрасиво. С другой стороны, так драматизировать, причитая, что его «отравили» — глупо и смешно. А родителями ребят, повторюсь, я осталась недовольна. Дело даже не столько в резком запрете, сколько в недостаточном количестве объяснения запрета. На что именно он распространяется, как и т. д. 

Мое мнение такое, что нужно детям сразу рассказывать, как нужно себя вести, если изменились обстоятельства. А не оставлять их наедине с проблемой в полном недоумении. Для меня удивительно, что родители Лели и Миньки назвали своих детей глупыми. Хотя это по их вине ребята молчали до последнего. Когда мама героев упомянула про пожар и про то, что нужно покинуть горящий дом, невзирая на приказ не выходить, мне стало даже страшно. Учитывая, как странно и несправедливо порой поступают мама и папа ребят в других рассказах цикла, куда включен сборник «Золотые слова», я бы не удивилась, если бы Леля и Минька действительно остались в огне, страшась наказания. Поэтому хорошо, что новые обстоятельства были связаны с чаем и маслом, а не чем-то опасным для здоровья и жизни. 

В целом рассказ подарил приятные эмоции. Его посыл действительно важен для всех. Нельзя слепо следовать приказам, полностью отключая способность мыслить. Поэтому я считаю, это произведение стоит прочесть всем. Важные жизненные уроки мы гораздо лучше запоминаем, когда они преподнесены через яркие интересные истории.

Автор: Елизавета Гориславец

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *