«Уроки французского» читательский дневник кратко

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» является одним из его наиболее известных произведений. Написанный в 1973 году, он представляет собой историю о школьнике из сельской глубинки и его учительнице французского языка. Автор затрагивает такие важные темы, как трудное детство, жертвенная доброта и сострадание. Многомудрый Литрекон спешит поделиться читательским дневником по этой книге. Приятного просвещения!

Главное о произведении

Многие элементы сюжета «Уроков французского» основаны на личном опыте самого Распутина. Он вырос в небольшой деревне и в детстве пережил трудные времена, когда приходилось идти на многое, чтобы получить образование. Это придает рассказу особую искренность и глубину, позволяя читателю почувствовать подлинные эмоции автора:

  • Полное название: «Уроки французского»
  • Автор: Валентин Григорьевич Распутин
  • Дата создания: 1973 год
  • Жанр: рассказ
  • Главная мысль: настоящий педагог дает нравственные уроки, среди которых человечность и гуманность занимают главные места.
  • Новые для меня слова: райцентр (административное земельное деление в СССР), квартировать (жить), полуторка (газель, машина в колхозе), башковитый (умный), облигации (здесь: лотерейные билеты), колхоз (объединенное деревенское хозяйство, где работали все крестьяне),  подсаживал зубы на полку (голодал).

Кратчайшее содержание

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» повествует о мальчике из сибирской деревни, который отправляется в районный центр для продолжения обучения. Мальчик живет на квартире и испытывает нужду, так как одинокая и многодетная мать не может отправлять ему достаточно еды. Он страдает от голода и стыда за своё бедственное положение. 

Учительница французского языка, Лидия Михайловна, замечает, что мальчик плохо выглядит и недоедает. Накануне его избили из выигрыш в азартную игру чику. Он играл, чтобы купить молоко и поддержать здоровье. Узнав о его бедах, преподавательница решает помочь ему, но делает это так, чтобы не задеть его гордости, так как подарков и угощений он не принимал. Лидия Михайловна предлагает мальчику после уроков играть в «денежные» игры, чтобы он мог незаметно получить деньги. Она делает всё возможное, чтобы ребенок не чувствовал себя униженным.

Но однажды директор застал ученика и учительницу за азартной игрой. Лидия Михайловна вынуждена уехать, так как её действия рассматриваются как нарушение педагогической этики. Но даже когда героиня вернулась на Кубань, она отправила мальчику посылку, чтобы он не голодал.

Рассказ заканчивается на грустной ноте, но с надеждой на лучшее будущее для мальчика. История подчеркивает важность человеческой доброты и сострадания, а также влияние учителей на жизнь учеников. У нас есть более подробное краткое содержание и анализ книги по плану.

Главные герои

Рассказ погружает читателя в атмосферу детства в советской деревне. Главный герой, мальчик, сталкивается с суровыми реалиями жизни, но находит утешение и поддержку в лице своей учительницы. Эта история затрагивает важность образования и роли учителей в жизни детей, особенно в трудные времена. Вот главные герои рассказа «Уроки французского», объединенные в одном списке:

  • Рассказчик — 11-летний мальчик из многодетной семьи, старший ребенок. У него есть брат и сестра. Мама работает в колхозе. Рассказчик уже в 11 лет вынужден начать самостоятельную жизнь, чтобы продолжить обучение в школе. Ему это дается с трудом, он скучает по дому и голодает. Он растет «башковитым» парнем, его грамотность известна на всю деревню. Это очень старательный и предприимчивый мальчик. Правда, принять помощь ему мешают гордость и стеснительность.
  • Лидия Михайловна, отзывчивая и находчивая учительница, становится не только преподавателем, но и наставником, другом, примером человечности и доброты. Этот аспект рассказа напоминает о том, насколько важна поддержка взрослых для формирования характера и мировоззрения детей.
  • Директор — не в меру суровый человек, который ставит приличия выше нравственных ценностей.
  • Мама мальчика — сильная духом женщина, которая старается привить эту стойкость своему сыну. Одна тянет всю семью.

План книги

План книги приходит на выручку, когда задают пересказать основные события:

  1. Одаренный рассказчик переезжает в райцентр, чтобы продолжить обучение в школе.
  2. Мальчику приходится туго: он голодает, ведь материнские посылки присваивает хозяйка квартиры. Он решает играть в азартные игры, чтобы заработать деньги на еду.
  3. Во время игры ему везет, другие мальчики его избивают.
  4. Побои замечает учительница французского языка. Под предлогом дополнительных занятий она зовет ребенка к себе домой.
  5. Мальчик не принимает подачек из гордости, поэтому она предлагает ему сыграть в азартную игру с ней и поддается, чтобы хоть так дать ему денег.
  6. Директор застает учительницу и ученика врасплох и увольняет Лидию Михайловну, она уезжает на Кубань.
  7. Спустя время героиня присылает ученику посылку с макаронами и яблоками.

Чему учит?

Рассказ «Уроки французского» заставляет задуматься о значимости учителей и их влиянии на жизнь учеников. Лидия Михайловна показала пример самоотверженности и доброты, что гораздо важнее правильного произношения во французском языке. Герой получил неоценимую помощь на своем трудном пути. Сложно себе представить, как он справился с уроками совсем один и в полуголодном состоянии. В этой трудной ситуации в школе нашелся неравнодушный человек, который своей поддержкой помог юному таланту преодолеть тяжелые времена и набраться силы для дальнейшего обучения. Важнее даже не деньги или еда, а сам факт того, что учительница протянула руку помощи ребенку, показала, что он не одинок.

Рассказ также поднимает тему социальных контрастов и неравенства. Главный герой из бедной крестьянской семьи испытывает нужду, что сильно контрастирует с более обеспеченными детьми. Это заставляет задуматься о социальном неравенстве и трудностях, с которыми сталкиваются люди в разных жизненных обстоятельствах. Мораль рассказа такова, что даже бедный человек может добиться успеха, если приложит старания и волю. Мальчик был умным и трудолюбивым, поэтому он многого достиг, несмотря на неблагоприятный старт.

Отзыв

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» мне очень понравился. Это история про мальчика, который вынужден был покинуть родной дом в 11 лет и учиться в райцентре, претерпевая голод и нужду. Он очень голодал, и это сильно влияло на его жизнь. Мне стало жалко этого мальчика, потому что он был в таком трудном положении и очень старался учиться, несмотря на все преграды. Мое отношение к нему совпадает с авторским: ребенок заслуживает уважения и поддержки за такое рвение к знаниям. Даже его гордость вызывает сочувствие, ведь люди из бедных семей часто страдают обостренной мнительностью и не могут принять помощь. Это автор очень тонко подметил.

Больше всего мне понравилась учительница Лидия Михайловна. Она заметила, что мальчику плохо, и решила ему помочь. Хотя ей пришлось нарушить правила, она делала это из добрых побуждений. Она пыталась не задеть его гордости и предлагала ему играть в игры, чтобы дать ему деньги. Мне кажется, что это настоящий поступок доброго и хорошего человека. Мое мнение о нем очень высокое. Именно такими должны быть люди, которые выбрали своим призванием работу с детьми.

В конце рассказа, когда учительницу наказали за помощь мальчику, мне стало очень грустно. Я подумал о том, как важно помогать друг другу и быть добрыми. Директор по-своему прав, он ничего не знал, но его решение кажется мне слишком суровым и несправедливым. Он оставил грустное впечатление о том, что далеко не все люди, работающие в школе, находятся на своем месте.

Этот рассказ научил меня, что даже небольшие поступки могут сильно изменить жизнь другого человека. Я бы хотел, чтобы в нашей жизни было больше таких педагогов, как Лидия Михайловна.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *