«Самая легкая лодка в мире» читательский дневник кратко

«Самая легкая лодка в мире» Юрия Коваля — это пронзительная повесть о взрослении и поиске смысла жизни через призму взаимоотношений главного героя и его окружения. Герой понимает глубинные жизненные истины, такие как ответственность, самоопределение и любовь к близким. Коваль мастерски создает образы персонажей и атмосферу времени и места, погружая читателя в мистический мир северных озер и связанного с ними фольклора. Читательский дневник по произведению «Самая легкая лодка в мире» от Многомудрого Литрекона поможет прояснить многие непонятные вещи, ведь книга довольно сложная для 6 класса. Приятного просвещения!

Главное о произведении

Согласно истории создания повести, Юрий Коваль работал над ней около 8 лет. Сам автор признавался, что произведение далось ему с трудом. Сначала он написал первую версию — для журнала «Мурзилка», в ней многие герои были названы своими настоящими именами, но потом вышла вторая редакция, где имена уже были вымышленными, а главный герой и вовсе лишился имени и профессии. В этом списке мы расположили для Вас главные факты, с которых стоит начать анализ:

  • Полное название: «Самая легкая лодка в мире»
  • Автор: Юрий Коваль
  • Дата создания: 1984 год
  • Жанр: повесть
  • Главная мысль: Человек должен воплощать свои мечты и искать свое предназначение, несмотря на преграды и непонимание близких.
  • Новые для меня слова: каяк (эскимосская лодка), каркас (основа), тетива (составляющая лука, обеспечивающая давление на стрелу), макарка (заросший проток), торф (естественное топливо, образуется в болотах), чарусеныш (болотный газ), граммофон (старинный музыкальный инструмент).  

Кратчайшее содержание

Главный герой без имени мечтает построить самую легкую лодку в мире, так как с детства питает склонность к морским приключениям и даже нашивает кусочек тельняшки на майку. Реализовать план помогает ему друг — художник Орлов. Вместе они отправляются к милиционеру и художнику Шуре, который знает подвал, где хранится ничейный бамбук. Он предлагает друзьям вместо него забрать граммофон, Орлов почти соглашается, но главный герой настаивает на своем.

Получив бамбук, он боится оставлять его на квартире у (арендодателя) Петровича: тот может запросто испортить или продать его вещи. Он оставляет материал у Орлова. Проходит время, а дело не движется. Герой не знает, с чего начать, и Орлов уже положил глаз на его бамбук, чтобы понаделать из него кувшины. Но рассказчик замечает объявление в газете от писателя, у которого есть лодка. Они знакомятся, тот отвозит его и Орлова к мастеру, который за месяц соорудил лодку мечты.

Однако Орлов совсем не обрадовался обновке, он даже с обидой посмотрел на друга и упрекнул его в том, что сам он ничего не сделал для сооружения лодки, однако уже мысленно ее присвоил. Герой опечалился, но он не ушел с вечеринки в мастерской Орлова. Клара Курбе, общая подруга, Шура-милиционер, Орлов и Петюша обсуждали серию скульптур Орлова, затем перешли к лодке. Каждый предлагал свое название, но рассказчик сам выбрал: Одуванчик. 

После испытания на Яузе было принято решение поехать на северные озера. Герой пытался уговорить Орлова, но тот наотрез отказался. Зато с ним напросился фотограф Глазков. Он и стал капитаном судна по решению друзей, хотя герою было обидно, что не его выбрали в капитаны. Лодка вмещает только двоих, экипаж был собран.

В поезде старуха предрекла герою смерть от рук лысых и усатых, которые излучают вредоносные волны. Просила беречь уши, так как в них и проникает зараза, поражающая мозг. Друзья посмеялись над предсказанием и продолжили путь. На станции было дождливо. Они направились к озеру и от местных узнали, что там живет чудище с щучьей и медвежьей головами по имени Папашка. На Багровом озере хозяйничают бесы, на Илистом — Папашка, на Покойном — резвые покойники. Макарки заросли, следовало бояться попасть в трясину. Герои все равно поплыли и наловили много окуней весьма странного вида, а еще горбатую и златоглазую рыбину неопознанного племени. Вернуться обратно было сложно: они потерялись и приплыли к заводи, где проток перегородил старик Аверя. Они вместе сварили уху. Но тут стали происходить странные вещи. Голова Авери отделилась от тела и стала летать. Увидев такое, герои наградили старика чесноком и луком к ухе и сильно удивились. Старик отправил их в дом к куму Кузьме, у которого те и заночевали. Там они увидели Леху, у которого летала рука, и узнали про огромную ногу в кустах крапивы, которой холодно.

Внезапно в эти места нагрянули Орлов и Клара. Орлов просил героя выгнать фотографа и взять его с собой. Герой не смог так поступить, он сказал, что такие вопросы решает капитан судна. Потом случилось еще более неожиданное происшествие: Клара поцеловала героя прямо в губы и тоже попросилась на борт. Рассказчик что-то мямлил, был не в силах ни отказать напрямую, ни согласиться, поэтому она ушла навсегда. Между ними с Орловым были какие-то сложные отношения, в которые герой вникнуть не мог. Однако фотограф тоже плыть не захотел, он решил вязать носок для одинокой ноги в кустах и потолковать с Кларой. Герой отплыл один в Покойное озеро, где встретил старые ладьи былых времен, которые хвалили его лодку и уговаривали ее бросить хозяина за борт. Озеро кружило героя по кругу, он вновь приплыл к дому, и теперь уже все товарищи зашли в его лодку, выкинув багаж.

Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои

А теперь вспомним, какими были главные герои повести «Самая легкая лодка в мире»:

  • Рассказчик — целеустремленный, мечтательный, отходчивый и деликатный человек, которому свойственен вечный поиск своего предназначения. Это герой-искатель, который всегда находится в пути. Он одновременно привязан к своим близким и далек от них, что проявляется в финале: «Не знаю почему, но порой я и сам так вскакивал и убегал, прятался и плакал, а потом уж бежал дальше. Где бы я ни был, где бы ни жил, я в конце концов обязательно оттуда убегал, только скорость убега была разной — то помедленней, то побыстрей.» Есть мнение, что все окружающие рассказчика — это проекции разных сторон и эпох его «Я».
  • Орлов — друг героя, художник. Человек мнительный, обидчивый и упертый, часто бессознательно мешает герою и подавляет его.
  • Клара — олицетворение женского начала, своенравная и дерзкая девушка, которая привыкла занимать лидирующие позиции даже в отношениях с мужчинами. Клара привлекает то одного, то другого героя, выступая эманацией соблазна и морока.
  • Глазков — фотограф и капитан лодки «Одуванчик». Упрямый, логически мыслящий, психологически устойчивый человек, который выступает неким противовесом мечтательного героя. Есть мнение, что это не человек, а зрелое проявление его натуры.
  • Папашка — двухголовое хтоническое чудовище, живущее на Илистом озере. Его головы могут разделяться и превращаться в людей, а еще он умеет запутывать путешественников и топить лодки.
  • Дед Аверя — загадочный житель долины, который мог отделять свою голову от тела и отправлять ее в полет.
  • Кум Кузьма — кум деда Авери, хозяйственный и гостеприимный человек. В финале представляется Папашкой и заявляет, что его нога лежит в кустах крапивы, но позже эти сведения опровергаются.
  • Леха — еще один волшебный местный житель, у которого руки путешествуют вдали от тела.

План книги

Сюжет у книги непростой, но план поможет выиграть бой:

  1. Рассказчик говорит о том, как в детстве мечтал стать моряком.
  2. В юношестве он решил построить самую легкую лодку в мире.
  3. Герой находит в старом сарае бамбук для лодки с помощью Шуры и Орлова.
  4. Пока бамбук лежит у Орлова, герой думает, что делать?
  5. Он знакомится с писателем, у которого есть каяк, и едет с ним к мастеру.
  6. Мастер изготовил из бамбука лодку.
  7. Герой опробовал ее на Яузе и решил отправиться на северные озера.
  8. Орлов отказался поехать, зато с ним напросился Глазков — человек опытный и надежный.
  9. В поезде герой получает мрачное предзнаменование от старушки.
  10. На озерах дождливо, макарки заросли, но герои смогли добраться до Багрового озера и наловить окуней.
  11. На обратном пути путешественники заблудились и приехали к перегороженному протоку. Там они познакомились с дедом Аверей.
  12. Чудеса деда Авери и летающая голова.
  13. Ночлег у кума и новые чудеса.
  14. Приезд Орлова и Клары, наваждение Папашки.
  15. Герой отплывает один и знакомится со старинными ладьями, которые многое рассказывают его лодке.
  16. Рассказчик вновь возвращается к дому, озеро кружит его. Все друзья залезли в лодку, на этом повествование завершается.

Чему учит?

Произведение посвящено поиску предназначения и идентичности. Человек идет за своей мечтой, несмотря на препоны и неодобрение со стороны. «Борьба борьбы с борьбой» героя приводит к победе: он отстоял свое право стать тем, кем хотел быть. Автор неспроста подчеркивает его возвышенное отношение к лодке: он, в отличие от Клары, не покататься на ней приехал, она для него «как невеста», а путешествие становится дорогой к самопознанию и подлинной свободе. Рассказчик покинул Москву, где его авантюрной сущности было тесно и скучно, и оказался там, где должен был быть. 

Меня книга «Самая легкая лодка в мире» заставляет задуматься о том, как важно уметь постоять за свою мечту. Ведь все окружение героя как будто тормозило его, не отпускало от себя. Даже это абсурдное голосование, кого назначить капитаном на его лодку, показывает степень влияния социума на личность. Порой люди начинают настолько тесно обступать нас своими советами и упреками, что из этого окружения приходится выбираться с боем. Но герой проявил где-то гибкость, где-то настойчивость, чтобы поехать туда, где он должен быть. Это решение дается с трудом, но оно необходимо каждому из нас.

Отзыв

Мне сложно сформулировать мнение о повести «Самая легкая лодка в мире», так как слишком многое в этом произведении только предстоит осознать. Сначала мне было немного скучно читать, потому что первые главы напоминали десятки аналогичных книг о мечте. Я уже испугалась, что в финале герой станет моряком и совершит нечто значительное — это было бы так банально! Это не значит, что так писать плохо, просто слишком много уже подобных сюжетов. Однако автор меня удивил и представил философскую сказку-притчу о поиске себя.

Мое отношение к героям двойственное. С одной стороны, герой кажется инфантильным и зацикленным на своей идее, которая действительно ему не принадлежит. Лодку сделал и придумал не он, а плавание было под управлением другого человека (если это человек, а не взрослое Я героя). С другой стороны, он свято верит в свою грезу, окрылен ею, а это едва ли не единственное условие счастья в жизни. Когда человек ничего не ждет за поворотом и ни во что не верит, он вязнет в трясине рутины и теряет себя. А рассказчик смог приплыть к своей мечте, хоть и не так, как хотелось другим. Реакция его окружения произвела на меня мрачное впечатление. Орлов даже не удосужился скрыть свое негативное отношение, хотя знал, как эта лодка важна для его друга. А голосование за и против капитана вообще было наглой попыткой управлять чужой судьбой. Лишь рассказчик должен был определять, что нужнее для его судна. Как и Орлов, Клара тоже пытается ставить условия и манипулировать рассказчиком. Эта линия воплощает пагубную сторону любви, когда человека сковывают по рукам и ногам условиями, и в результате он утрачивает свою идентичность.

Книга мне понравилась, но читать ее было трудно. Особенно тяжело дался финал, где автор использовал модернистские диалоги из театра абсурда, где никто никого не слышит. Конечно, это ново, но читается с напряжением.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *