«Петька на даче» читательский дневник кратко

На даче очень хорошо, особенно летом. Особенно детям. С этим утверждением Многомудрый Литрекон полностью согласен. Здесь он оставил для Вас читательский дневник по рассказу «Петька на даче». Но Многомудрый спешит предупредить: название произведения довольно легкое, возможно, даже многообещающее, намекающее на веселье, однако его содержание может сильно удивить. Да, это детский рассказ, сюжет познакомит с десятилетним Петей. История этого мальчика довольно тяжелая. А еще она основана на реальных событиях. Едва ли будет место улыбкам во время прочтения. Но это не означает, что читательский дневник по книге со всеми прилагающимися блоками не нужен. Рассказ довольно интересный и поучительный. Ему определенно стоит уделить внимание и усвоить выявленные жизненные уроки. А потому, приятного просвещения!

Главное о произведении

В Москве жил известный парикмахер Иван Андреев. Однофамилец Леонида Андреева. Воспоминания о детстве у этого человека были далеко не самые приятные. В те времена дети из бедных семей были вынуждены работать с малых лет. Обычно они поступали в ученики к мастеру за еду и крышу над головой. Обращались с ними грубо, как с плохой прислугой. Реалии того периода, история Ивана Андреева и стали основой для рассказа «Петька на даче». Другие интересные факты о книге Вы найдете в анализе по плану.

  • Полное название: «Петька на даче».
  • Автор: Леонид Андреев.
  • Дата создания: 1899.
  • Жанр: рассказ.
  • Главная мысль: у каждого ребенка должно быть счастливое детство, а не такое трудное, как у Пети.
  • Новые для меня слова: окорначенный (неровно остриженный), струпья (корочки на ранах, ссадинах, ожогах), сутолока (толкотня).

Кратчайшее содержание

Десятилетний Петя был вынужден работать в парикмахерской. Его хозяин, парикмахер Осип Абрамович, часто кричал на мальчика по поводу и без. Посетители на это лишь одобрительно кивали головами с легкими усмешками. Петя был самым маленьким работником. Из молодых помимо него был еще Николка. Николка был старше и скоро должен был перейти в подмастерья. Вел этот юноша себя соответствующе: важничал, курил, ругался и сплевывал, как взрослые, хвастался, что пил водку. Петя ничего из этого не делал и немного завидовал старшему товарищу. Когда мальчики оставались наедине, Николка немного менялся. Не задирал нос, а разговаривал дружелюбно. Он даже рассказывал Пете о различных стрижках и немного обучал его. Порой ребята садились у окна и смотрели на бульвар. Там ходили люди, бедно и странно одетые. Деревья стояли серые от пыли, а на лицах горожан было безразличие к происходящему вокруг, озлобленность или раздражение. И на каждом лице отображалась печать крайней утомленности. Порой какую-нибудь пьяную женщину прямо на улице избивал пьяный мужчина. Она плакала, но на помощь ей никто не приходил. Вокруг только собиралась толпа зевак, чтобы посмотреть зрелище. Николка знал многих женщин и мужчин. Он часто рассказывал о них Пете. Мальчик слушал и мечтал однажды стать таким же, как его товарищ. Но пока он хотел оказаться подальше от этого места. Пете постоянно хотелось спать и ему казалось, что все происходящее – не реальность, а дурной сон. Внутренний настрой сказывался на внешнем виде паренька. Он сбрасывал вес, на голове появились струпья. Посетители смотрели на него пренебрежительно.

Периодически Петю посещала мать. Он вяло ел сладости, не жаловался, но просил забрать его отсюда. Однако скоро о своей просьбе он забывал. Однажды Надежда приехала, поговорила с хозяином и забрала Петю на дачу в Царицыно, где жили ее господа. Сонливость Пети стала проходить постепенно, с задержкой, так как он не сразу понял, что происходит. В поезде мальчик очнулся окончательно. Пейзаж за окнами поражал. Петя не мог спокойно сидеть. Бегал от окна к окну, доверчиво опираясь ручонками на других пассажиров. На даче мальчик совершенно растерялся перед лицом природы, ведь никогда не был так близко рядом с ней. Он боялся леса и полей, но восхищался окружающей средой. Вскоре страх прошел. Петя познакомился с Митей. Новый товарищ водил мальчика на речку купаться, показывал ему окрестности. Вместе ребята ходили на рыбалку. Надежда, барин и барыня очень радовались преображению Пети. Мальчик больше не был слишком худым и бледным. Но пришло письмо из города. Петя на следующий день снова собирался на рыбалку. И тут его огорошили. Осип Абрамович требовал возвращения Пети. До мальчика не сразу дошло, как обстоят дела. А когда он понял, закатил настоящую истерику от отчаяния. Барыне его было безумно жаль. Барин только сказал, что Осип Абрамович добрый и наверняка отпустит Петю еще. Петя снова поехал на поезде. Только теперь он не шумел и не бегал, а тихо сидел, сложа руки на коленях. 

Вернулась сонливость. Вернулась апатия. Снова Петя был в парикмахерской, где словно повторялся один и тот же день. Где на него постоянно кричали. Снова пьяный мужчина на улице избивал пьяную женщину.

Вот более подробное краткое содержание рассказа.

Главные герои

В рассказе «Петька на даче» можно выделить следующих главных героев и дать им характеристику:

  • Петька – десятилетний мальчик. Забитый и запуганный из-за невыносимой работы в парикмахерской. На даче Петя раскрывается с другой стороны. Становится активным и жизнерадостным, словно превращается в ребенка. Но после возвращения в город возвращается его первоначальное состояние.
  • Осип Абрамович – парикмахер, хозяин Пети. Черствый и грубый человек.
  • Надежда – мама Пети. Работает кухаркой в Царицыно.
  • Николка – тринадцатилетний мальчик, будущий подмастерье в парикмахерской. Старается казаться важным и взрослым. Но на самом деле это одинокий, брошенный на произвол судьбы сирота, который не такой уж и озлобленный.
  • Митя – дачный товарищ Пети, гимназист. Общительный, доброжелательный, веселый мальчик с богатой фантазией. Помог Пете освоиться на даче.

План книги

План книги – верный помощник, когда нужно пересказать произведение:

  1. Тяжкая жизнь при парикмахерской.
  2. Городские равнодушные люди.
  3. Постоянная сонливость.
  4. Мать забирает Петю на дачу в Царицыно.
  5. Сон исчезает.
  6. В дороге.
  7. Первое знакомство с природой.
  8. Дружба с Митей.
  9. Прелести дачи.
  10. Неожиданное возвращение в город.
  11. Все по знакомому кругу.

Чему учит?

Появляется ощущение несправедливости и неправильности после прочтения рассказа «Петька на даче». Тяжело наблюдать за жизнью Пети, который в свои десять лет вынужден работать в парикмахерской. Герой поглощен апатией, что неудивительно. Ведь дети всегда должны оставаться детьми. Они не обязаны и не должны сталкиваться с реалиями мира взрослых. Именно этому автор учит в своем произведении. Об этом напоминает. У каждого ребенка есть право на счастливое детство, и никто не должен его отнимать – вот она мораль рассказа. Становится грустно, когда понимаешь, что написанное – отнюдь не выдуманная история. Дети часто работали за еду и терпели при этом худшие унижения. В наше время подобное встречается крайне редко, практически в единичных случаях. И, тем не менее, многие современные дети также страдают от плохого отношения. Условия немного изменились. Но проблема детей не исчезла. Они должны прыгать, бегать, веселиться, учиться и просто радостно жить, а не бороться за свое существование. Взрослые об этом порой забывают.

Еще одна болезненная тема, затронутая в произведении, которая заставляет задуматься о многих вещах – человеческое равнодушие. Не только к детям. К другим взрослым людям, окружающему миру, собственной жизни. Это печально. Никто не говорит о том, что если люди начнут прислушиваться друг к другу, мир по щелчку станет ярче, безопаснее и лучше. Но, избавившись от равнодушия, люди станут немного свободнее и начнут обретать душевный покой. Можно сколько угодно говорить, что «все и так нормально». В произведении городские жители описаны, как пустые, безразличные ко всему оболочки. И сколько прошло времени, но мало что изменилось. Кому-то может стать плохо на улице – толпы пройдут мимо. Старик будет на кассе долгими минутами подсчитывать свою копеечную пенсию, чтобы оплатить хлеб, а позади стоящие будут недовольно фыркать и поторапливать. Людям не хватает терпения, доброты, способности сопереживать другим. Конечно, есть те, кто не остаются в стороне. Кто всегда поможет по возможности. Но таких людей очень мало. Хотелось бы, чтобы со временем их количество увеличилось. Только вот верится в подобный исход с большим трудом.

Отзыв

Рассказ «Петька на даче» оставил после себя неизгладимый след. Безусловно, это произведение заслуживает внимания и уважения. Его желательно прочесть каждому. Но я не могу сказать, что рассказ мне понравился. Читать его было больно. Мне очень жаль Петю. А, учитывая, что в основе сюжета лежит реальная история и других, подобных ей, полно, становится только больнее. Ужасно, что у героя было столь «замечательное» детство. Из всего произведения есть только один эпизод, который было легко читать. Это то, как Петя приехал на дачу. Совершенно новое, удивительное для него место, без вечно недовольного хозяина и таких же озлобленных посетителей, превратило зашуганного маленького человечка в обычного ребенка. Я искренне радовалась за Петю, когда он лежал в траве, познакомился с лесом, полями и рекой ближе, ходил на рыбалку. Через обычные напечатанные буквы, сложенные в слова, передавалось ощущение спокойствия, гармонии и счастья. И все было разрушено.

Отдельно хочется сказать о матери Пети, Надежде. Честно признаюсь, мое отношение к ней негативное. Мне этот персонаж крайне не понравился. Никогда не понимала таких взрослых, как она. Эгоистичная равнодушная к сыну тетка. Так сложилось мое мнение. Почему? Я совершенно не поняла, по какой причине она назвала Петю дурачком, когда он заторможено с ней разговаривал, просил забрать его и тут же забывал о своей просьбе. Даже его заторможенное понимание ситуации в конце рассказа и последующая истерика. Ведь это все объяснимо. Петя – несчастный ребенок, вынужденный существовать, как взрослый состоявшийся человек, коим он не является. В этом скрывается причина его заторможенности. А вот Надежда – дамочка со странностями. Позже она вздыхала, что надеялась на хорошее устройство сына в жизни, ведь он – ее единственная поддержка и опора.

Если после легкого оскорбления Пети у Надежды оставался шанс оставить меня в легком недоумении, он был уничтожен. Неплохо, если ребенок помогает родителям. Только вот поступать так – это выбор. Ни один ребенок не обязан заботиться о родителях, какими бы грубыми не показались мои слова. Это факт. У меня сложилось впечатление, что Надежда – та самая женщина, которая родила ребенка «чтобы в старости было кому стакан воды поднести». Но это так не работает. Наличие ребенка не гарантирует этот стакан воды в старости. Все зависит от того, какой человек вырастет из него и какие отношения были выстроены с родителями. Родителей не выбирают. Детей тоже. Я надеюсь, что у Пети, как и у Ивана, в дальнейшем все было хорошо. Больше мне добавить нечего. Разве что скажу в заключение: рассказ сильный и жизненный, но мои впечатления после него невероятно грустные. Однако это не помешает мне советовать книгу друзьям.

Автор: Елизавета Гориславец

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *