«Горячий камень» читательский дневник кратко
Здесь Многомудрый Литрекон подготовил читательский дневник по сказке Гайдара «Горячий камень». Это произведение изучают в 3 классе, хотя оно будет не менее интересно ребятам как старшего, так и младшего возраста. Сказочные события заинтересуют, а история старика позволит посмотреть на собственные поступки под другим углом и открыть для себя много нового. Приятного просвещения!
Содержание:
Главное о произведении
Сказка «Горячий камень» была написана в апреле 1941, незадолго до начала Великой Отечественной Войны. А вот еще интересные факты о ней:
- Полное название: «Горячий камень».
- Автор: Аркадий Гайдар.
- Дата создания: 1941.
- Жанр: рассказ, сказка.
- Главная мысль: нужно ценить свою жизнь, она одна, потому нужно прожить ее достойно, чтобы позади осталось как можно меньше сожалений.
Кратчайшее содержание
Однажды в село пришел один старик. Давно это было. Когда он явился, окружающие сразу увидели, что горя он пережил не мало. Об этом говорил внешний вид старика. На лице его был шрам, из-за которого казалось, что старик всегда хмур, даже если он улыбался. Зарабатывал старик тем, что сторожил сад от детишек, плел корзины и подшивал валенки.
Однажды в колхозный сад залез за яблоками Ивашка Кудряшкин. Об ограду он порвал штаны. Старик нашел его всего в царапинах. Старик не стал ругать заплаканного Ивашку и отпустил. Ивашке было так стыдно и горестно, что он убежал в лес, а оттуда попал на болото и наткнулся на волшебный камень. Была тут же и табличка с инструкцией: если взять камень на гору да разбить его там, можно вернуть себе молодость и начать жизнь заново.
Ивашка расстроился, ведь ему только восемь. Глупо начинать жизнь заново. Он пошел домой, а по дороге увидел старика. Ивашка помнил, как тот не стал хлестать его крапивой или ругать. Мальчик решил взять камень для старика, чтобы тот больше не хромал, не кашлял, не страдал от старости. Ивашка рассказал старику о камне и своей задумке. Но старик заявил, что работу оставить не может. Однако предложил Ивашке затащить камень на гору, а позже он, старик, подойдет и разобьет его.
Ивашка так и сделал. Он очень хотел помочь старику, хотел, чтобы тот прожил счастливую жизнь. Мальчик часто слышал, как взрослые говорили о молчаливости и угрюмости старика. Ивашка приволок камень на гору, а вечером пришел старик. Но, к удивлению мальчика, старик отказался разбивать камень и объяснил, что он вовсе не несчастный, как может показаться. Ногу ему переломили бревном, во время восстания против царя. Зубы вышибли за революционные песни в тюрьме. В холодном бараке он мучился от тифа, но весть о том, что страна не даст врагу себя загубить, придавала ему сил. Старик мечтал о том, чтобы его страна вновь была сильной державой. Так и произошло. Старику не нужна была другая молодость, новая жизнь. Он прожил свою честно и ясно, ни о чем не жалел. Ивашка все понял.
Старик предложил оставить камень на горе. Много лет прошло, а камень никто так и не тронул.
Главные герои
В произведении «Горячий камень» главные герои и их характеристика довольно интересны:
- старик – сторож в селе. Умный и добрый мужчина, который в жизни прошел через испытания, но не предал идею. Но несмотря на боли и трудности, он ни о чем не жалеет, а наоборот, видит в прошлом больше хорошего, чему своеобразно учит Ивашку.
- Ивашка Кудряшкин – деревенский мальчишка, чуткий и отзывчивый. Знает цену хорошего отношения, умеет благодарить искренне, без скрытого желания угодить.
План книги
Многомудрый напоминает, что для качественного пересказа необходим план книги. Для произведении «Горячий камень» он может быть таким:
- Старик с загадочным нелегким прошлым.
- Ивашка и яблоки.
- Неожиданное прощение.
- Находка Ивашки.
- Сожаления о юном возрасте.
- Щедрый подарок от Ивашки старику.
- Непростой путь на гору.
- Разговор о прошлом.
- Лучшее, что есть у человека – это его жизнь.
Чему учит?
Произведение «Горячий камень» несмотря на сказочный характер способно многому научить даже взрослого. Сюжет знакомит нас с юным Ивашкой и стариком с тяжелым прошлым. Мальчик хочет сделать старику подарок и позволить тому начать жизнь с чистого листа. Старик отказывается и преподносит ценную мораль. В жизни всякое случается: и хорошее, и плохое. Иначе не бывает и это замечательно. Ведь если подумать, без неприятных мелочей и неудач будет не так интересно, к тому же нужного опыта с одним лишь хорошим мы можем вовсе не получить. Приятные и неприятные жизненные эпизоды – у всех своя цена и ценность.
Автор словно призывает брать пример в первую очередь именно со старика и учит нас ценить прожитые годы. Произведение заставляет задуматься о том, что жизнь не бывает без сожалений. Сожаления – часть нашей жизни и неотъемлемая часть нас самих. Если представить себе ситуацию, где будет возможность стереть все и начать заново, разве оно того стоит? Стоит ли отказываться от пройденного пути, где мы многое потеряли, но многое приобрели? Если хорошенько подумать, какими бы горькими и обидными не были неудачи, они закалили наш характер, уберегли от ошибок в будущем и позволили стать нам теми, кем мы являемся теперь. Не нужно размышлять, будет ли у нас еще один шанс, вторая жизнь. Здесь и сейчас у нас своя жизнь и стоит прожить ее так, чтобы не сожалеть о самом важном – упущенных возможностях.
Отзыв
Мне понравился рассказ «Горячий камень». И мои впечатления после прочтения можно назвать пламенными. Произведение ласково, но твердо подтолкнуло меня к тому, чтобы посмотреть на собственное прошлое под другим углом. До знакомства с этим рассказом у меня были очень неприятные моменты, которые хотелось вычеркнуть из памяти, будто их и не было. Однако Аркадий Гайдар доходчиво продемонстрировал глупость подобного желания через рассказ старика. Старик пережил тиф, у него больная нога и его донимает кашель. Все его «поломки» — последствия принятых ранее решений. Герой с теплотой вспоминает пережитое и отказывается от возможности начать новую жизнь. Я его понимаю и поддерживаю. Мои переживания не беспочвенные, но, как и старику, мне пришлось расплатиться одним, чтобы получить что-то другое, более ценное. Пусть и не всегда расплата – осознанный выбор. Не думаю, что старик обрадовался, когда повредил ногу. Тем не менее, даже в такой ситуации он увидел светлую сторону. Я считаю, все, что мы делаем и все, что с нами происходит не по нашей воле – из всего нужно выносить урок. А вот думать, гадать и мечтать о другом сценарии, мне кажется, крайне глупо.
Я тепло отношусь к старику. И, конечно, к Ивашке мое отношение исключительно хорошее. Мальчик также прекрасный пример для подражания. Если честно, не думаю, что каждый на его месте поступил бы так же легко. Вообще-то довольно обидно, когда что-то интересное не получается забрать себе. А о том, чтобы отдать ту же привлекательную безделушку другому, мы думаем редко. Поступок Ивашки восхищает. Мне думалось, если он решит отдать камень старику, то не сразу, а через некоторое время, когда перестанет расстраиваться из-за того, что сам не может начать жизнь по новой. Мальчик меня приятно удивил.
«Горячий камень» — уютная сказка, где нет зла, но есть поучительная часть. Просто и кратко Гайдар заставляет задуматься о том, что нужно ценить жизнь и все, из чего она состоит. Этого напоминания сильно не хватает во многих книгах, либо же авторы перебивают «заурядную» идею лихими сюжетными поворотами. А зря. Мое мнение таково, что о ценности жизни стоит напоминать, потому что на нашем пути слишком много соблазнов и нередко одолевает желание получить все и сразу.