Краткая биография Омара Хайяма: жизнь и творчество
Персидская литература считается одной из самых древнейших в мире. С IX по XV век персидский язык или фарси был литературным языком иранских, тюркоязычных народов и мусульман Индии. Известнейшим деятелем персидской поэзии считается Омар Хайям. Многомудрый Литрекон считает, что краткая биография Омара Хайяма поможет лучше ознакомиться с его литературным наследием. Приятного просвещения!
Содержание:
Детство и происхождение
Омар Хайям Гиясаддин Абу-ль-Фахт ибн Ибрахим появился на свет около 1048 года в деревне Хорасан, которая располагалась поблизости города Нишапур. Отец поэта был ремесленником, занимающийся изготовлением палаток. Он видел блестящие способности сына к обучению и не жалел денег на хорошее образование. Помимо Омара, в семье была дочь Аиша.
Когда Хайяму было 8 лет он начал заниматься математикой, философией, и астрономией. А в 12 лет поступил учиться в нишапурское медресе, которое прославилось своими традициями и высоким качеством образования. Во время обучения он познакомился с Абдул-Кассемом, который в будущем стал первым министром или визирем, и Хасаном ибн Саббой, который также достиг высокого иерархического положения, но пошел против благодетеля, бежал из Сирии и основал секту, которая приносила стране беды и несчастья на протяжении двух веков. Опыт одноклассников повлиял на формирование у Омара Хайяма отношения к внешнему миру и нравственных оценок и критериев. В отличие от них, Хайям не был радикально настроенным фанатиком. Его взгляды на мир отличались гуманизмом и прогрессивностью. По окончании медресе поэт выбрал свою дорогу жизни.
Юность и образование
Когда Омару было 16 лет, из-за эпидемии не стало его отца, чуть позже и матери. Философ сначала добывал себе пропитание ремеслом, унаследованным от отца, но через некоторое время продал дом семьи и мастерскую и перебрался в Самарканд. Следом поступил в самаркандское медресе. Показав отличные результаты, он стал наставником. Через некоторое время философ уехал в Бухару, где написал известные трактаты по математике.
Именно в период юности поэт познакомился с дервишами и прочувствовал мистически-гуманитарную доктрину суфиев. Суфизм исповедует о постепенном приближении через мистическую идею к познанию Бога и последующему слиянию с ним. Со временем это знакомство раскрылось в поэтическом творчестве серией образов и мотивов.
Абдулл-Кассем, бывший одноклассник Омара, помог поэту и открыл путь к свободным занятиям наукой, гарантировав минимум материального обеспечения из казны родной деревни философа. С этого момента его популярность как поэта и ученого начала быстро расти.
Творческий путь
Омару Хайяму выпало жить и творить в сложную историческую эпоху, когда все было мимолетно. Царства рушились одно за другим, старые верования сменялись новыми, а мудрые властители становились жертвами убийц. Особенно страдала от вечных войн и междоусобиц родная страна философа. В такую обстановку Омара Хайяма духовно спасала от отчаяния поэзия. А в одном из научных сочинений Омар Хайям сообщал:
«Мне сильно мешали невзгоды общественной жизни. Мы были свидетелями гибели людей науки – настолько велики ее бедствия».
В 26-летнем возрасте Омар Хайям принимает приглашение Мелик-шаха, сына и приемника Алп-Арслана, и переезжает в Мерв. Там он основательно взялся за переработку устаревших астрономических таблиц и обоснование схемы нового летоисчисления, известной как эра Джелал-ад-Дина или Мелик-шаха. В источнике XV века «Рай жизни» можно найти такие слова:
«Омар Ибрагим Хайям в большей части наук, и особенно в астрономии, был в свое время выдающимся. Ему принадлежат всему свету известные трактаты и несравненные стихи».
Как поэт Хайям открыл себя в написании рубаи или сборника четверостиший. Несравненные по форме, они хранят в себе глубокие поэтические и философские мысли, обретающие порой пророческое значение. В них заключен достоверный рассказ о жизни гениального человека. Будучи по формату исконно народными, рубаи и при жизни Хайяма, и после смерти породили множество подражаний. Поэтому подлинность не всех четверостиший была установлена. Есть и трудности в подсчете их количества. Некоторые исследователи считают, что их более двух тысяч, а другие, что их всего не более ста. Дело в том, что Хайям не записывал свои стихотворения, их сохранили его последователи, ученики и друзья. Поэтому в литературном наследии автора множество искажений, поздних ремарок и загадок. Нельзя точно доказать, что то или иное произведение точно принадлежит Хайяму.
В философии ученый считал себя последователем Ибн-Сины. Его перу принадлежит «Трактат о бытии и долженствовании». А в математике помимо известного труда «Введение в алгебру», Омар создал второй, но не по значимости труд «Комментарии к трудностям во введениях Евклида». Всего до нас дошли десять трактатов, которые и составляют письменное наследие автора.
Главные достижения
Поэт внес уникальный вклад в развитие науки. В одном из математических трактатов ученый дает определение алгебры как науки. По его мнению, ее цель — определение неизвестных, причем не только геометрических, но и числовых. Помимо этого, в своих работах Омар показал решение кубических уравнений с помощью геометрии, а именно через использование парабол и окружностей.
Омар Хайям стал одним из самых известных поэтов в мире. Его короткие, но мудрые изречения вошли в обиход многих народов и активно цитируются по сей день. Его биография обросла легендами и мифами, а творческое наследие живет своей собственной жизнью, обретая новые оттенки смыслов в переводах и редакциях.
Благодаря астрономическим исследованием Хайяма был составлен точный календарь, который до сих пор используется в Иране. Также Омар Хайям разработал систему астрологии с помощью астрономии, где указал рекомендации по питанию для знаков зодиака. А в последствии составил целую книгу рецептов.
Отношения с властью
Отношения с властью сыграли отдельную роль в жизни Омара Хайяма. Их начало было положено после приглашения Мелик-шаха и переезда в Мерв. Тогда поэт и стал духовным наставником султана. Конечно, ничего не бывает просто так, Омар был рекомендован Мелик-шаху визирем Низам аль-Мулька. В 1076 году автор оправдал все ожидания султана и был повышен до главы дворцовой обсерватории, где и начал свои астрономические исследования.
Но после смерти султана и визиря Омар лишается какой-либо поддержки от власти. Так, новые власть имущие, настроенные более радикально, обвиняют философа в вольнодумстве и безбожии. Ему приходится покинуть Исфахан.
С духовенством отношения у «дурного нравом» поэта тоже не сложились. Об этом повествует «Книга мудрецов» Кифти:
«Когда же современники его, очернили веру его и вывели наружу те тайны, которые он скрывал, он убоялся за свою кровь и… совершил хадж по причине болезни… и обнаружил тайны нечистых… И вернулся он из хаджа своего в город, посещая утром и вечером места поклонения и скрывая тайны, которые неизбежно откроются…».
Стихотворения Хайяма были во многих отношениях опасными, ведь выдавали его сомнение в догматах официальной религии. В некоторых из них он открыто признавался в том, что не видит справедливости в мире, устроенном по воле Бога. А это заявление уже могло быть приравнено к святотатству.
Личная жизнь
Личная жизнь Хайяма осталась тайной. Нет упоминаний о влюбленности философа, взаимной или неразделенной любви, браке или детях. Как религиозный мыслитель, получивший специфическое образование и высокую должность при дворе, он мог и не жениться, ведь был слишком занят на службе и предан научным изысканиям. Хотя в его стихах есть и страсть, и истинная любовь:
Любя тебя, сношу я все упреки
И вечной верности не зря даю зароки.
Коль вечно буду жить, готов до дня Суда
Покорно выносить гнет тяжкий и жестокий.
Но всё же в рубаи нет того, что могло бы указывать на душевную привязанность поэта или семейные отношения. Он высоко ставил любовь и даже осуждал тех ханжески настроенных людей, которые видели в отношениях мужчины и женщины грех.
Интересные факты
Интересные факты из жизни Омара Хайяма помогут дополнить биографию писателя.
- На детство философа выпал период сельджукского завоевания Центральной Азии. Этот процесс характеризовался социальной и политической нестабильностью, поэтому просто удивительно, как поэту удалось получить и закончить образование, а также сделать головокружительную карьеру в иерархическом обществе того времени.
- Прозвище «Хайям» пошло от профессии отца философа. В дословном переводе «хайям» значит «делать палаток».
- Во время работы в обсерватории в Исфахане Омар Хайям предсказывал события по положению звезд, составлял гороскопы для персидских султанов.
- До конца 19 века Омар-философ, Омар-ученый и Омар-писатель считались разными людьми.
- Об известнейшем персидском поэте есть биографические фильмы, снятые в США: «Omar Khayham» (1924); «Omar Khayyam» (1957); «Omar Al-Khayyam» (2002); «Хранитель: Легенда об Омаре Хайяме» (2005).
- Хайям никогда не замыкался в кругу своих узко научных интересов. Он любил жизнь, людей, свою землю и рассказывал об этом в своих стихах.
Последние годы
Смерть скептик и философ-мистик, углубляющийся в тайны рока, ищущий объяснения земных скорбей у Божества и тщетно взывающий к нему в поисках защиты от судьбы, встретил в 1131 году с достоинством и спокойно.
Имам Мохаммед Багдадский рассказывал:
«Омар читал «О божественном» из книг «Исцеление». Дойдя до отдела «О едином и многом», он положил между листов какую-то вещь и сказал мне: «Позови народ, я сделаю завещание». Когда единомышленники и последователи собрались, он исполнил «стояние» и занялся молитвой, отвратившись от всего постороннего: «Боже! Поистине я познал тебя по мере возможности моей. Прости меня, зане познание мое – заслуга пред Тобою».
После молитвы поэт отдал Богу душу.
Автор: Анастасия Ермакова