Аргументы: Массовая культура (за и против)
Массовая культура – это вид человеческой деятельности, направленный на создание интеллектуального продукта, потребляемого широкими слоями населения. Главная цель массовой культуры – получение коммерческой выгоды. Она преобладает в таких сферах, как кинематограф, видеоигры, литература, СМИ, музыка, телевидение. Массовая культура – очень спорная тема, которая сочетает в себе как положительные качества, так и отрицательные. Она одновременно объединяет миллионы людей по всему миру, но не всегда сформированные социальные группы безобидны. Она может продвигать общечеловеческие ценности, но вместе с тем способна стать опасным орудием в руках тех, кто хочет распространить деструктивные идеи. В этой статье Многомудрый Литрекон подробно разберёт, какие положительные и отрицательные черты присущи массовой культуре.
За
К особенностям массовой культуры относятся: простота и понятность, психологическая разрядка, коммерческая направленность, доступность для всех людей, отражение современного общества и его ценностей.
- Массовая культура объединяет миллионы людей в огромные социальные группы, то есть «фандомы». Фанаты определенного медиапродукта создают собственное творчество на основе первоисточника: фанфики, фан-арты, ролевые игры, комиксы, косплей. Одним из первых и старейших фандомов являются толкинисты – фанаты творчества Дж. Р. Р. Толкина. Они известны активным творческим взаимодействием, участием в масштабных ролевых играх и организацией тематических мероприятий. Один из крупнейших фандомов современности – фанаты серии книг Дж. К. Роулинг про Гарри Поттера. По результатам опроса 2021 года 97% опрошенных знают про эту вселенную, 33% читали книги, 44% смотрели фильмы, 31% владеет мерчем и 40% пробовали создавать фанатский контент. По статистике, на «Книге фанфиков» опубликовано свыше трех миллионов художественных произведений разных жанров. Значительная часть этих работ создана на основе произведений массовой культуры или вдохновлена ими. Фанфикшн стал не только культурным и литературным феноменом, но и отражением современного народного творчества. Массовая культура помогает найти единомышленников, друзей, локальное общество, в котором множество людей разделяет твои увлечения.
- Массовая культура продвигает общечеловеческие ценности: любовь, сострадание, милосердие, защиту Родины, доброе отношение к животным, верность и братство, крепкую дружбу, толерантность и принятие, борьбу за справедливость. Ярчайший пример – серия книг Дж. К. Роулинг про Гарри Поттера. Материнская любовь Лили Поттер превратилась в магическую защиту мальчика до его совершеннолетия, она пожертвовала собой, чтобы спасти своего ребёнка. Гарри, Рон и Гермиона – пример верных друзей, идущих рука об руку на протяжении многих лет. Они прошли через множество сложностей, смертельных опасностей, но остались верны друг другу до конца. Серия фильмов «Звездные войны» рассказывает о борьбе против деспотической Империи, где человек воспринимается как винтик системы, а не отдельная личность. Герои франшизы отражают разные ценности: Йода – духовное наставничество, Оби-Ван – самопожертвование и мудрость, Люк – добро и гармонию. Так массовая культура простым языком и яркими образами помогает людям усвоить общечеловеческие ценности и следовать им, чтобы быть похожими на любимых героев.
- Массовая культура часто становится площадкой для экспериментов с новыми форматами и технологиями. Например, появление стриминговых сервисов изменило всю индустрию развлечений, предложив новые способы потребления контента. Серия книг Дж. Р. Р. Толкина оказала значительное влияние на создание культуры настольных ролевых игр. Мифология Средиземья стала источником вдохновения фэнтезийных элементов игры, повлияла на систему рас и концепцию магии. Настольные ролевые игры впоследствии стали основой для формирования жанра компьютерных RPG. Элементы НРИ по сей день используются в играх: развитие персонажа, система опыта, квестовая структура, стартовые характеристики и их последующее увеличение, элементы случайности, очки здоровья и механика боёв. Так одна книга породила цепочку инноваций и привела к развитию двух крупных индустрий массовой культуры.
- Массовая культура экономически эффективна и порождает огромный спрос в обществе. По статистическим данным, индустрия развлечений и медиа является одной из самых прибыльных в мире. В 2024 году глобальный рынок развлечений оценивался в более чем 2 триллиона долларов. Массовая культура также влияет на экономическое развитие стран. Ярчайший пример – «волна халлю», превратившая Южную Корею в одну из ведущих стран в сфере развлечений. К 2019 году объем культурного экспорта достиг 12 миллиардов долларов. Успех групп BTS и Blackpink на мировой арене, победа фильма «Паразиты» на кинофестивале «Оскар» и феноменальный успех сериала «Игра в кальмара» привели к небывалому росту туризма. Доходы от туризма в 2019 году составили почти 21 миллиард долларов США, был установлен рекорд в 17,5 миллионов посещений. Корейская волна – один из важнейших факторов экономического роста Южной Кореи, значимый источник доходов и инструмент продвижения на международной арене.
- Массовая культура сделала искусство доступным для широких масс населения. Если в XIX веке театр и литература потреблялись исключительно элитой, то сегодня любой человек может посмотреть фильм, почитать книгу или послушать музыку через интернет. Это демократизация культуры, позволившая миллионам людей приобщиться к искусству. Массовая культура оказала значительное влияние на развитие различных сфер искусства. В литературе появилось огромное количество детективных историй, любовных романов, приключенческой литературы. В кинематографе начали снимать первые немые фильмы, доступные широкой аудитории, построили первые кинотеатры. В театре появились массовые развлекательные шоу и мюзик-холлы. Вскоре зародилась новое средство распространения массовой культуры – телевидение. Массовая культура способствовала появлению среднего класса, развитию системы образования, увеличению свободного времени рабочих и формированию новых способов досуга.
Против
Развитие массовой культуры имеет как положительные, так и негативные черты. Следует помнить о принципах разумного потребления, развивать критическое мышление и использовать продукты массовой культуры исключительно как развлечение, но не ставить их выше интеллектуальных и активных увлечений.
- Массовая культура привела к стандартизации выпускаемого контента и унификации вкусов и предпочтений. Особенно ярко это влияние отражается на кинематографе и музыке. 70% кассовых фильмов следуют стандартным блокбастерным формулам. 80% успешных фильмов имеют предсказуемую структуру сюжета. 90% голливудских картин используют типовые маркетинговые стратегии. Статистический анализ песен «Billboard Hot 100» показывает заметное снижение разнообразия песен. Например, в начале 2000-х годов разница в продолжительности песен значительно снизилась. Этот сдвиг совпал с ростом цифровой дистрибуции и потокового вещания, что стимулировало создание более коротких и шаблонных песен для увеличения количества прослушиваний и доходов. В результате популярные песни все чаще следуют схеме «куплет-припев-куплет-припев» с меньшим количеством экспериментов по длине, мелодии и ритму.
- Массовая культура может стать невероятно опасным орудием в руках людей, желающих продвинуть деструктивные ценности. Йозеф Геббельс мастерски использовал манипулятивную функцию массовой культуры для популяризации нацистской идеологии. Он использовал кино, литературу и радио для пропаганды антисемитизма, нацизма и превосходства арийской расы. Одним из продуктов пропаганды является фильм «Вечный жид» 1940 года. Этот печально известный антисемитский фильм представлял евреев как опасную, недочеловеческую угрозу немецкому обществу. В фильме использовались постановочные сцены и манипулятивные кадры для разжигания ненависти и оправдания политики нацистов. Под руководством Геббельса Министерство общественного просвещения и пропаганды внесло в черный список произведения, которые считались противоречащими нацистской идеологии. Идеи Йозефа Геббельса до сих пор используются пропагандистами разных стран, а массовая культура по сей день является одним из главных инструментов продвижения деструктивных идей как на бытовом уровне, так и на государственном.
- Массовая культура может пагубно влиять на сознание людей. По данным исследования 2023 года, 74% опрошенных согласны с тем, что массовая культура увековечивает вредные стереотипы, например, стандарты красоты. Исследования показывают, что в развитых странах 1 из 5 женщин в возрасте 13–18 лет страдает от расстройств пищевого поведения. Профессиональный макияж стал обязательным элементом повседневной жизни женщин. За последние 5 лет на 30% возрос спрос косметологических услуг, на 45% – пластических операций. Основная причина – влияние СМИ и продуктов массовой культуры, пропагандирующих нездоровую худобу и стремление к конвенциональной красоте. Но индустрия красоты не единственная пагубно влияющая сфера, которая расцвела на фоне развития массовой культуры. Популярные СМИ часто изображают употребление наркотиков и алкоголя как гламурную, социально одобряемую или нормальную часть жизни подростков. Тексты песен, фильмы и поведение знаменитостей часто романтизируют употребление психоактивных веществ, представляя его как форму бунта, преодоления трудностей или обряда посвящения. Массовая культура также часто изображает агрессивное поведение как средство утверждения власти или разрешения конфликтов, что может влиять на мировоззрение подростков. Яркий пример – школьные стрелки, абсолютное большинство которых посещали тематические форумы, прославляющие стрелков из школы «Колумбайн». Эрик Харрис и Дилан Клиболд стали кумирами многих подростков, подвергавшихся жестокому обращению в школе. Некоторые из этих подростков выбрали массовое убийство как приемлемый способ борьбы.
- Социологические исследования и исторический анализ показывают, как массовая культура разрушает региональные традиции и художественное разнообразие. Ницше утверждал, что средства массовой информации способствуют развитию «стадных обществ», подавляя индивидуальность и заменяя локальные формы культурного самовыражения единообразным содержанием. Например, глобализация американской поп-культуры через кино и музыку привела к маргинализации местных форм искусства, создав монокультуру, в которой коммерческая привлекательность ставится выше самобытности. По статистике, в некоторых странах Карибского и Тихоокеанского регионов доля иностранного контента на телевидении и радио достигает 80–90%. Доля американского контента в среднем по Европе достигает 70%. 85% времени онлайн-просмотра приходится на три американских сервиса: Netflix, Prime Video и Disney+.
- Массовая культура часто предполагает пассивное потребление контента, что снижает способность людей к критическому мышлению и творческому самовыражению. Исследования показывают, что пассивные зрители с меньшей вероятностью анализируют и подвергают сомнению получаемую информацию, что приводит к снижению способности к критическому мышлению. Такие форматы, как подкасты, хотя и удобны, часто представляют информацию с единой точки зрения. Это усиливает предвзятое, одностороннее отношение к общественным проблемам. Исследование 2023 года показало, что 65% опрошенных молодых людей отдают предпочтение одобрению в социальных сетях, а не подробным дискуссиям, что может говорить о снижении способности к независимому анализу и склонности мыслить поверхностно. Таким образом, пассивное потребление способствует развитию поверхностной культуры, в которой развлечения имеют приоритет перед глубоким анализом. Этот сдвиг подрывает развитие независимого мышления и принятия обоснованных решений.
Автор: Софья Феофилова