Аргументы из пьесы «Горе от ума» для итогового сочинения

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение, которое не теряет актуальности по сей день. Несмотря на линейный сюжет и незамысловатую фабулу, эта пьера многогранна и сложна благодаря острой социальной проблематике. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с подборкой аргументов для итогового сочинения, вдохновлённых этой комедией с трагическим подтекстом. Приятного просвещения!

Любовь

Любовь — уникальное человеческое чувство, сильнейшее из всех, на которое он только способен. Однако, к сожалению, счастье, обретённое в ней, доступно далеко не всем. Порой человек так ослеплён своими чувствами, что не замечает очевидной неприязни к нему партнёра. Так, в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» Александр Чацкий, увидев после долгой разлуки Софью Фамусову, моментально возвращается к воспоминаниям о своей первой любви и вновь испытывает чувство детского обожания к этой девушке. Однако Софья давно его забыла, предпочла пылкому и острому на язык Чацкому застенчивого, но в сущности коварного Молчалина. Александр искренне не понимает, как девушка могла за годы разлуки разлюбить его и выбрать другого мужчину. Он совершенно ослеплён своими чувствами и потому беззастенчиво укоряет Софью в неверности и ругает Молчалина всеми доступными словами, абсолютно не обращая внимания на неприязнь, которую внушает Софье всем своим существом, своими словами и действиями.

В то же время Чацкий оказывается прав в главном — Молчалин на самом деле коварный и расчётливый, он не любит Софью, но лишь стремится через неё подобраться ближе к ее отцу, богатому барину, и его деньгам. Он умело притворяется идеалом Софьи, героем обожаемых ею романов. Героиня больше всего ценит его скромность и умение угодить, ведь подсознательно поддерживает ценности своего круг и вполне разделяет их. Муж-мальчик, муж-слуга — вот ее скрытый за фасадами сентиментализма эталон. При этом Софья искренне любит Алексея, хоть и не понимает истинных причин этой привязанности. Софья, далеко не глупая девушка, позволяет себя обмануть лишь потому, что чувства к Молчалину заглушают в ее душе голос здравого смысла. В результате Софья остается одинокой и несчастной в любви 

Что ценнее: бескомпромиссная честность или умение вовремя промолчать?

Этот вопрос содержит в себе две крайности, яркими иллюстрациями которых становятся образы Чацкого и Молчалина в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». С одной стороны, Александр Чацкий, приезжая в московский дом Фамусова, который некогда был другом его семьи и фактически воспитывал юношу до его отъезда за границу, открыто заявляет о своём негодовании относительно барской жизни дворянских семей в России. Его истинно декабристские идеи, очевидно, не находят отклика в светском салоне Фамусова, а то, с каким яростным пылом он их проповедует, заставляет окружающих поверить в его сумасшествие. Чацкий фактически говорит верные вещи, но не в том месте, не в то время и не тем людям — это показывает его недюжинный ум, но полное отсутствие житейской мудрости и неумения вовремя промолчать. Герой не добивается своих целей, распугивает слушателей, потому что рубит сплеча и не умеет действовать постепенно, в соответствии с обстоятельствами.

С другой стороны, поведение Молчалина — другая крайность и полная противоположность тому, как держит себя Чацкий. Секретарь Фамусова и возлюбленный Софьи — воплощение внешней безответности и рабского поклонения при тщательно скрываемом внутреннем коварстве. Алексей говорит, что в его года «не должно сметь свое суждение иметь». Для него «мнения другие только святы», как метко заметил Чацкий. Однако за скрытностью и почтительностью Молчалин прячет свои амбиции. В сущности Молчалин глуп и жалок, но то, что он с детства руководствовался принципом молчания о собственных идеях и мыслях, позволило ему тайно претворять в жизнь мошеннические схемы. Так, он откровенно пользуется влюблённостью в него Софьи, чтобы через неё ближе подобраться к состоянию ее отца, при этом чувства девушки его совершенно не волнуют. Умение вовремя смолчать возвышает его в глазах светских господ, однако не облагораживает его внутреннюю подлую сущность. И все же эта тактика реализации своих целей более успешна. Благодаря внешней покорности герой втирается в доверие к людям и лучше их понимает, поэтому действует более осмысленно.

Разум и чувства

В пьесе Грибоедова «Горе от ума» конфликт между разумом и чувствами отражён в судьбе Чацкого. Его разум остро воспринимает пороки московского общества, он стремится к правде и свободе, но искренние чувства к Софье мешают ему видеть её равнодушие и обман. Рассудок позволяет герою понять, что в фамусовском кругу ему не рады, что его обличительные тирады людям не интересны. Но голос страсти толкает Чацкого на откровения и порывы, которые не находят отклика. Александр пытается вразумить Софью, произвести впечатление на ее окружение, однако все его действия заранее обречены на провал. Перевес в сторону эмоционального начала вынуждает персонажа совершать глупые поступки. Грибоедов показывает, что разум и чувства в равной степени важны, но их дисгармония, как в случае Чацкого, способна привести человека к душевным мукам и одиночеству.

Безумие — состояние человека, в котором он совершенно не отдаёт себе отчёта в собственных мыслях, словах и действиях. К сожалению, иногда за безумных слывут вполне рациональные и интеллектуально развитые личности, идеи которых остаются непонятыми и непринятыми обществом. Такой пример мы можем найти в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Александр Чацкий, главный герой произведения, почерпнул за границей свободолюбивые идеи и вернулся в Москву, полный антидворянских настроений. Его идеи — те, за которые погибли декабристы и которые продолжали бурлить в русском обществе вплоть до отмены крепостного права в 1861 году — в начале 19 века не нашли отклика в дворянском салоне Фамусова. Софья, до глубины души задетая его поведением, в сердцах объявляет Чацкого сумасшедшим, и эту идею подхватывают все, кто находится в тот день на вечере в доме ее отца. Очевидно, Чацкий не безумен, но его идеи чужды и непонятны современному ему обществу. Он опередил своё время в своих свободолюбивых и социально-обличительных идеях, к тому же выбрал неправильное время, место и слушателей для своих проповедей. В Чацком много ума, но мало житейской мудрости — иначе бы он смолчал и не высказывал свои стремления и идеи перед теми, кто не способен их понять и разделить. 

Конфликт поколений

В пьесе Грибоедова «Горе от ума» конфликт поколений отражён в отношениях Чацкого и Фамусова. Фамусов, символизирующий старые устои, ценит положение, богатство и покорность, в то время как Чацкий отстаивает идеи свободы, разума и прогресса. Компромисс кажется невозможным: обе стороны отказываются услышать друг друга. Александр, как и Павел Афанасьевич, категоричен, упрям и склонен к демонизации идеологических противников. Обе стороны выходят за рамки конструктивной дискуссии. Однако Грибоедов не предлагает безысходности. Софья, несмотря на ошибки, представляет мост между мирами: она стремится к чувствам и свободе, но всё ещё зависит от предрассудков старшего поколения. Возможно, компромисс возможен, если стороны научатся уважать выбор и ценности друг друга, но пьеса остаётся открытой для размышлений.

Проблема противостояния отцов и детей — вечная тема в мировой, в том числе и в русской литературе. Отчасти ей посвящена и комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». В ней противоборствующие поколения выступают в лице Павла Афанасьевича Фамусова и Александра Андреевича Чацкого. С одной стороны, Фамусов, немолодой состоятельный помещик, услышав антидворянские агитации Чацкого, поднимает его на смех и яростно защищает права и привилегии собственного сословия.  Его мир ограничен зоной распространения его барской власти, и Фамусов не желает даже взглянуть за его пределы и допустить мысль об изменении образа жизни.  С другой стороны, Чацкий почерпнул из-за границы свободолюбивые идеи и теперь продвигает антидворянские пассажи. Ирония и трагедия его образа в том, что Александр искренне верит в то, что проповедует; более того, его идеи имеют смысл, однако он не придумал ничего лучше, чем ругать дворян в дворянском обществе. Очевидно, его подняли на смех и посчитали сумасшедшим люди, которым он высказывал свои мысли. Чацкий искренне загорелся истинно верными идеями, однако выбрал не то место, не то время и не тех людей, чтобы их проповедовать.

Ревность

Ревность — губительное чувство, способное разрушить человека изнутри. Иногда в деструктивном порыве человек способен на самые невероятные безрассудства, глупости и грубости. Этот тезис иллюстрирует линия Александра Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». После долгой разлуки Чацкий вновь встречает Софью Фамусову, и вновь обретённые чувства к этой девушке ослепляют его. Он искренне возмущается, узнав о том, что Софья предпочла ему безответного и скрытного Молчалина. В душе Александра бушуют страсти, его негодование не знает границ. Чацкий оказывается прав в главном — в тайной подлости и скрытом коварстве Молчалина, однако ревность застилает ему глаза, он не видит и не чувствует, какую боль его обличительные тирады приносят Софье, искренне влюблённой в секретаря своего отца. Помимо проницательности, которая позволила Чацкому насквозь видеть Молчалина с его тайными коварными замыслами, действиями и словами Александра руководила, очевидно, ревность. Ослеплённый ею, юноша не чувствовал, что чем сильнее его праведный гнев, тем меньше у него шансов завоевать ответное чувство или хотя бы дружеское расположение возлюбленной. Ревность Чацкого лишает его шанса на обретение счастья взаимной любви. 

Какие еще темы можно раскрыть с помощью этой книги? Делитесь мнениями в комментариях, а Литрекон добавит)

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *