Аргументы из литературы: Победа и поражение

Каждый в своей жизни сталкивался с победой и поражением. Но что такое «победа» и «поражение, в чем заключается их суть? Многомудрый Литрекон ответит Вам то, что Вы наверняка знаете, но не всегда можете сформулировать. Что победа, что поражение – это результат войны. Война, которая может быть как вполне «реальной», где гибнут тысячи солдат и гражданских, так и глубоко нравственной, сражением одного человека с самим собой. Примеры из литературы тому подтверждение. Многие авторы писали о победе и поражении. Не только о том, в чем они заключаются и на что влияют, но и о том, какова их цена, в чем их схожесть и различие, какие последствия они за собой несут. Нижеприведенные аргументы из литературы помогут Вам лучше разобраться в данной теме и успешно написать сочинение.

Победа

Аргументы о победе всегда пригодятся, ведь эта тема часто встречается в работах, но «тяжело идет» из-за своей специфики.

  1. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие». Когда мы говорим о победе, часто думаем о войне. Ведь что может быть страшнее? В таких условиях необходимо победить, прежде всего, себя самого и свои страхи. Об этом пишут многие авторы. Например, в повести Васильева представлены девушки, которые были вынуждены надеть солдатскую форму и взять в руки оружие. Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич и Рита Осянина пересилили свои сомнения и фобии в час, когда Родина в них нуждалась. У каждой из героинь были свои мечты и планы, каждая грезила о тихой, мирной жизни. Но война распорядилась иначе. Все героини погибли в неравном бою. Далеко не все ушли из жизни героически. К примеру, Галина Четвертак сильно испугалась и в ужасе бежала прямо под пули. Но все эти девушки – настоящие героини, ведь они сделали все возможное, чтобы помочь своей Родине. Они добровольно отправились на фронт, прекрасно понимая, что могут погибнуть. Молодые девушки, природная задача которых – создавать уют в доме, любить и поддерживать, отправились на жестокую бойню. Девушки погибают, с одной стороны это поражение. Но с другой, боевая задача оказывается выполненной только благодаря им. В этом примере нам представлена победа героизма, веры, непоколебимого духа. Зенитчицы стали «вынужденными жертвами», благодаря победе которых миллионы других в будущем получают возможность жить под мирным небом.
  2. А. С. Грибоедов «Горе от ума». В своей пьесе автор четко обозначил, что победы без потерь не бывает. Это видно на примере Александра Чацкого. Герой не понимает и не принимает принципы и устои фамусовского общества. Он пытается бороться с ним, открыто высказывает свою позицию. Казалось бы, в финале Чацкий терпит поражение. Ведь он покидает Москву. Героя изгнало общество, отвергла возлюбленная. Но разве это поражение? Московскому барству, которое буквально живет прошлым, Чацкий доказал, что он — личность. Он шокировал окружающих, когда открыто высказался об образовании в стране, законах, порядках, и заставил их задуматься о том, что их мир не так уж хорош. Это очень важная победа. Стоять на своем под гнетом огромной толпы может только тот, кто пересилил себя. Не сломаться, не отступить от своих зрелых идеалов – нравственная победа, которую пусть и своеобразно, но все же признало общество. Ведь люди испугались Чацкого и прозвали его сумасшедшим. Кто еще, по их мнению, будет противостоять их устоям, кроме безумца? Это всего лишь защитная реакция глупцов, неспособных признавать ошибки. Таким образом, нравственная победа очень важна. Да, на пути к ней мы переживаем множество потерь. Однако это не так страшно, если человек выходит триумфатором в этой схватке и не предает себя.
  3. А. А. Фадеев «Молодая гвардия». Роман посвящен группе молодых людей, которые во времена Великой Отечественной войны создали подпольную организацию «Молодая гвардия». Герои только окончили школу, но уже стали большой угрозой для целой армии оккупантов. Страницы произведения описывают, как ребята даже в такие непростые времена остаются жизнерадостными, отважными и улыбчивыми. Они мечтают, дружат, любят и рискуют жизнью. Герои уничтожают комендатуру нацистов, в которой находились списки тех, кого собирались отправить в Германию. Это очень важное дело, позволившее спасти сотни жизней. Но спустя время организацию обнаруживают из-за предателя. Даже в последние секунды жизни никто из ребят не сдал остальных. В этом примере представлена победа, которая заключается в стойкости духа. Да, все члены группы погибли, но о них никогда не забудут. И их смелость, их поступки спасли немало жизней и обеспечили триумф справедливости в будущем.
  4. А. С. Пушкин «Дубровский». Будет ли победа оставаться победой, если ставить ее достижение выше человеческих жизней и нравственности? Нет, такой исход никому не принесет радости. Пушкин доказал это на примере Кирила Петровича Троекурова. Гордость героя оказалась для него куда важнее, чем старый добрый друг. После ссоры со старшим Дубровским, Кирила Петрович решается наказать товарища и действует очень подлым способом. Пользуясь связями с недобросовестными чиновниками, Троекуров лишает старика последнего жилья. Барин прекрасно знал, то нарушает закон, но какая разница, когда речь идет об его победе в этом выдуманном поединке? Кирила Петрович одерживает верх и добродушно желает помириться со старым товарищем. Только вот коварный процесс сильно подкосил Дубровского. Он сильно заболел, а потом умер. И Троекуров, который все же преуспел в этом безобразии, почему-то не был рад этому. Он пожалел о содеянном, но исправить что-то либо было поздно. Таким образом, победа может быть нечестной, достигнутой в обход моральных принципов и законов. Только нужна ли такая цель, когда ее достижение порой стоит всего остального? Человек потеряет слишком многое, в том числе важную частичку себя, если решится идти по такому пути.
  5. В. А. Каверин «Два капитана». Иногда победители — не самые благочестивые люди, которые достигли своего коварными и подлыми способами. Таким был и Николай Антоныч Татаринов. Он влюбился в жену собственного брата. И не просто влюбился, герой хотел добиться ее расположения. А чистота методов и способов его совсем не волновала. Так, Николай Антоныч от «чистого сердца» снабдил экспедицию капитана Татаринова неисправной техникой, испорченными продуктами, обеспечив тем самым команде мучительную смерть. Разумеется, об этом никто не знал. После пропажи экспедиции герой погоревал для вида и возобновил свои попытки завоевать Марью Васильевну. И у него получилось. После того, как он некоторое время давил на то, что это именно благодаря ему экспедиция состоялась, героиня согласилась выйти за него замуж. Этот пример показывает, насколько низко порой готовы пасть люди для достижения успеха. В собственных глазах они — победители, но едва ли их результат можно считать честным. Финал разоблачает героя. Он посрамлен и унижен. И так будет с каждым, кто пойдет на любую подлость ради триумфа.

Поражение

Обратите внимание на аргументы о поражении. Они помогут раскрыть тему, даже если формулировка вопроса сложная.

  1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Порой победа оборачивается поражением, если человек шел к ней бесчестно. Так поступил и Евгений Онегин. Он не умел ценить ни то, что имеет, поэтому поставил на кон даже дружбу, чтобы эффектно пошутить. Когда Владимир Ленский вызывает героя на дуэль, тот позволяет своей гордости и обидчивости ослепить его. Онегин даже верит, то отстаивает свою правоту, хотя глубоко в сердце понимает, что это не так. Но время назначено. Он не может «ударить в грязь лицом» из-за своей гордыни. Дуэль состоялась. Ленский погиб. Вышел ли Онегин победителем? Формально — да. Тогда почему исход дуэли так сильно изменил жизнь главного героя? Он чувствовал себя виноватым и даже испытывал нечто вроде сожаления, что не погиб сам в той дуэли. В путешествии герой не развлекается, а унывает и тоскует. Происшествие, где гибнет товарищ, — не победа, а настоящее поражение Евгения. Он и страдает так, как будто стал проигравшей стороной. Его пример доказывает, что можно быть триумфатором, используя бесчестные методы и потакая своим порокам, но на чужом несчастье такой человек не построит благополучную жизнь. Он тоже проиграет в конечном итоге, даже если не поймет этого.
  2. А. С. Пушкин «Дубровский». Человек должен принимать поражение достойно, иначе он не извлечет из ничего ничего полезного. Это доказывает пример из произведения Пушкина. Владимир Дубровский и Маша Троекурова сильно любили друг дуга. Но жизнь приготовила им свое испытание, которое определило их дальнейшую судьбу. Героиню собираются выдать замуж за князя Верейского, они уже находятся в церкви для венчания. Дубровский, по причине определенных обстоятельств, приезжает только после того, как клятвы верности были даны. Для героя это мучительное поражение. Однако он сохраняет человечность и уважение к законам церкви. Герой не винит в произошедшем возлюбленную, ее отца, князя, никого. Он осознает, что сам виноват. И позднее Дубровский не стремится навредить князю или отомстить отцу Маши. Хотя именно по вине Троекурова девушка обвенчалась с нелюбимым. Герой дает возможность Маше сдержать клятву, которой она очень дорожит, и покидает город, чтобы она не мучилась. Таким образом, каким бы сильным не было поражение, важно принять его достойно. Ведь оно станет уроком лишь тогда, когда мы признаем свою ошибку и исправим ее. А вот махать кулаками после драки — это проявление слабости и инфантильности. Такой человек обречен на неудачи и неприятности, ведь застрянет в круговороте зла.
  3. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Порой ради победы мы готовы на все. Но забываем, что это «все» может стоить слишком дорого для нас и окружающих людей. Именно так произошло с Печориным. Он был популярен среди женщин и часто нагло пользовался этим. Ему было все равно, как они переживут неверность или разрыв, им руководил эгоизм. Однажды судьба свела его с Бэлой, и герой решил добиться ее, чего бы это не стоило. Он выкрал ее. Бэла потеряла многое: родной дом и близких. Но героиня полюбила Печорина. Стоило Бэле отдаться герою, как он тут же охладел к ней. Покинутая девушка оказалась легкой добычей для разбойника, который решил отомстить Григорию. Вина за погибель Бэлы лежит на Печорине. Он не заботился о ней, не уделял внимания. Лишь сказал, что любовь дикарки ничем не лучше любви знатной барыни. Бэла погибла. Эта победа стала героя роковым поражением. Печорин в конце способен лишь сожалеть о своих поступках и добровольно отправиться в горячую точку, чтобы поймать шальную пулю. Таким образом, триумф, который стоит многих жертв, в любом случае обернется катастрофой. Поэтому не стоит даже начинать делать то, о чем придется пожалеть не раз.
  4. Н. В. Гоголь «Мертвые души». С самого детства Павел Иванович Чичиков берег копейку по наставлению отца и использовал людей для достижения успеха. В его мировоззрении победа оправдывала все бесчестные методы, которые использовались для ее достижения. Так, в городе NN он решает обогатиться далеко не самым честным способом. Чичиков собирается выкупить мертвых крестьян, чтобы позже заложить их, словно живых. Герой прекрасно знает, что ему нужно для успеха: крупица удачи, горстка осторожности, много обаяния. У героя получается достичь свое цели. Он купил много мертвых душ. Ему кажется, что он — победитель. Но это не так. Его афера раскрывается. Жители города узнают о его мошенничестве и перестают с ним общаться. Разом Чичиков теряет весь заработанный авторитет. Теперь он вынужден бежать и скрываться. Вот так успех, добытый бесчестно, становится крахом всех надежд.
  5. И. А. Гончаров «Обломов». Почему люди смиряются с поражением и становятся неудачниками? Об этом рассказывает И.А. Гончаров в своем романе. Илья Ильич Обломов, главный герой, что имя стало нарицательным, позволил лени поглотить себя. Для него нет большей радости, чем спать на любимом диване и бездействовать. Он добровольно плывет по течению и паразитирует на доброте других. Штольцу, другу героя, однажды все-таки удалось вытащить товарища в люди. Обломов даже встретил свою любовь – Ольгу. Ради нее Илья Ильич решил стать лучшей версией себя: стал читать и ухаживать за собой. Но все это продлилось недолго. Вскоре вернулись скука и лень, они вновь обуздали героя. Для Ольги и себя Илья Ильич придумывает замечательное оправдание: его неспособность дать ей все то, чего она заслуживает. Обломов вернулся к своему дивану, беззаботному существованию да грезам о лучшей жизни. Таким образом, проиграть самому себе, собственной лени и бездействию – одно из самых худших поражений, которое лишает человека самого важного – времени и счастья.

Автор: Елизавета Гориславец

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *