Анализ эпизода: встреча Раскольникова с Мармеладовым из романа «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский привлекает внимание читателей к одним из самых серьезных и страшных проблем России, существующих, к сожалению, до сих пор – нищете и алкоголизму. Писатель очень ярко раскрывает их на примере семьи Мармеладовых, с которой знакомится главный герой Родион Раскольников.

О чем фрагмент?

Раскольников посещает трактир, где знакомится с Семеном Захаровичем Мармеладовым, который жаждал с кем-нибудь поговорить. Именно в этой сцене герой узнает о семье Сони Мармеладовой и о судьбе самой девушки.

Ее отец в первую встречу с Раскольниковым выглядел неопрятно и неподобающе: он давно не мылся, несколько ночей провел на улице, его костюм был мятый и порванный; лицо стало желто-зеленым, а глаза – красными, в них еще сохранялся ум, но уже вместе с безумством. Мармеладов стал рассказывать о своей жизни. Раньше он работал чиновником, однако потерял место из-за пьянства. От первого брака у него есть дочь Соня, второй раз он женился на вдове Катерине Ивановне с тремя детьми – как он признался, из жалости. Из-за голода и плохих условий для проживания жена заболела чахоткой, а родная дочь вынуждена была пойти на панель, чтобы хоть как-то помочь семье.

Мармеладов признает, что он слабовольный и падший человек, который стал только обузой для родных. Он говорит, что не хочет появляться дома, потому что боится осуждающих взглядов жены, жалкой и гнетущей домашней обстановки, голодных детей.

Родион провожает мужчину до дома, чтобы тот не упал где-нибудь по пути. Увидев мужа, Катерина Ивановна стала его бить и причитать, что он пропил их последние деньги. Раскольников наблюдал за детьми: худые, одетые не по погоде, они выглядели очень болезненно. Мальчик плакал, его успокаивала сестра, а самая маленькая девочка спала на полу. Перед уходом главный герой оставляет Мармеладовым немного денег, чтобы хоть как-то помочь несчастным людям.

Образы и символы

  • Образ Мармеладова достаточно типичен для такого типа героев, как «маленький человек»: он всегда работал на низких должностях, получая скудное жалование мелкого чиновника; безвольный и бесхарактерный, он понимает чудовищное положение своей семьи, но все равно оправдывает свое пьянство.
  • В символике романа большую роль играют числа, часто отсылающие к Библии, и данный эпизод не исключение. Например, число три – это символ Святой Троицы, воскрешение было через три дня. С ним связаны предательство и надежда. Мармеладов рассказывает, что раза три к ним в квартиру наведывалась полиция, у Катерины Ивановны три ребенка, дети «по три дня корки не видят» и т.д. Иуда, согласившись выдать Христа, получил тридцать серебряников, Соня от первого клиента получила тридцать целковых, которые отдает мачехе. Тридцать копеек выносит отцу бедная девушка, когда он приходит просить у нее денег на похмелье.
  • Число одиннадцать – символ мученичества и отчаяния. Одиннадцать с половиной рублей смогли достать Соня и Катерина Ивановна, чтобы купить Мармеладову костюм для новой работы, который он впоследствии пропил. В одиннадцать вечера Раскольников приводит своего собеседника домой к жене, где мужчину ждут побои и справедливые упреки.
  • Цветовая символика также очень важна в романе. В эпизоде встречи Раскольникова с Мармеладовым присутствует много черного: черный жилет, черные сухари, черный фрак, черные ногти, темная лестница (хотя в ту пору в Петербурге были белые ночи). Достоевский с помощью этого цвета создает у читателя ощущение грязи, безысходности. В противовес этому Мармеладов описывает Соню как белокурую и бледненькую. Белый в христианстве обозначает чистоту, невиновность, и героиня действительно соответствует этому, несмотря на путь, который ей пришлось избрать. После первого грехопадения девушка по возвращении домой легла на кровать и укрыла лицо зеленым платком. Этим цветом Достоевский подчеркивает ее святость, так как зеленый – это символ Богородицы. Соня в какой-то мере находится под ее защитой. У самого Мармеладова желтое, даже зеленоватое лицо с красными глазами; кроме этого, его руки тоже красные. Все это говорит о его болезненном состоянии.
  • Трактир, в котором встретились герои, был грязный и душный, в нем неприятно пахло закусками. Хозяин заведения щеголял сапогами с красными отворотами и засаленным атласным жилетом, видимо, пытался выглядеть барином. В качестве работников он держал подростков. Когда Мармеладов рассказывал свою историю, посетители трактира собрались вокруг него послушать и посмеяться. Самого героя они называли «забавником», и никто не жалел его несчастных родных.

Значение и роль

Сцена встречи Раскольникова и Мармеладова нужна в романе для раскрытия характеров героев – в первую очередь, самого Родиона и Сони. Молодой человек, который задается вопросом, к какой из категории людей он принадлежит («тварь я дрожащая или право имею?») помогает людям, относящимся как раз к «тварям дрожащим». Работа Сони оказывается оправдана нуждами семьи: ее никуда не пристроят и нигде не будут платить достаточно хорошо. Но даже грехопадение не портит девушку, она продолжает поддерживать родных и не винит мачеху за то, что та отправила ее на панель.

Из истории мужчины видно, насколько жестоко обращаются те, у кого есть хоть какая-то власть, с теми, у кого ничего нет. Хозяйка, которая сдает Мармеладовым квартиру, требует выгнать Соню из-за ее работы, потому что их сосед не хочет делить крышу с опороченной девушкой. Бедную вдову, оставшуюся с тремя детьми, никто не поддержал после смерти мужа, и ей приходится выйти замуж за мелкого чиновника, который делает ей предложение из жалости. Сосед избил Катерину Ивановну, но никто не заступился за женщину. Все это только укрепило в Раскольникове уверенность в том, что он поступит правильно, осуществив свой замысел.

Смысл

Раскольников слышит чудовищную историю жизни одной семьи, но многим ли она будет отличаться от историй других таких же семей? Трагедия как раз и заключается в том, что это обыденная проблема того времени. Нищие и жалкие, никому не нужные взрослые и дети брошены на произвол судьбы. Они пытаются выжить в грязи удушающего Петербурга, в то время как другие, у которых есть средства, ни за что не протянут руку помощи.

Достоевский осуждает подобное устройство общества. В какой-то мере он оправдывает поступок Раскольникова, хотя сам автор не одобряет его, конечно. Но писатель показывает кошмары жизни нищих, от которых проще отречься, чем помочь. Родион, как и большинство жителей Петербурга, загнан в жесткие и жестокие условия существования, но он пытается выбраться из этих рамок и не сдается.

Автор: Альбина Исмаилова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *