Анализ стихотворения «Предпоследний этаж» (И. Бродский)

«Предпоследний этаж» – стихотворение поэта Иосифа Александровича Бродского, относящееся к его любовной лирике. Несмотря на небольшой размер произведения – всего два восьмистишия – в нём сконцентрирован весь спектр противоречивых чувств и эмоций лирического героя на грани расставания с любимым человеком. В «Предпоследнем этаже» нет ничего лишнего: каждое слово работает на идею, в каждой строчке сквозят светлая печаль и смирение – лирический герой не спорит с судьбой, он уже свыкся с фактом неизбежности разрыва отношений со своей возлюбленной. Удивительно, как тонко чувствовал и понимал переживания человека на грани расставания тогда ещё совсем юный, начинающий поэт, двадцатилетний Иосиф Бродский, ещё малоизвестный в литературных кругах советского Петербурга.

История создания

Стихотворение «Предпоследний этаж» датировано 1960 годом, на тот момент Иосифу Бродскому было около двадцати лет. Незадолго до этого, в 1959 году, юный поэт вступает в литературное объединение при Дворце культуры промкооперации в родном Петербурге и только начинает познавать литературный мир, обретать полезные связи. Тогда же он знакомится с Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым, Евгением Рейном и другими авторами и журналистами, уже признанными мастерами своего дела. Евгений Рейн, кстати, всерьёз заинтересовался юным дарованием и занялся продвижением Бродского в литературный мир. Вскоре он лично познакомил молодого Бродского с Анной Ахматовой, Надеждой Мандельштам, Лидией Чуковской; очень быстро Иосиф Александрович снискал в своём городе репутацию «гениального поэта», а Евгений Рейн по праву считался тем, кто его «открыл» и познакомил мир с его даром.

Уже 14 февраля 1960 года Бродский дебютировал на «турнире поэтов» во Дворце культуры имени Максима Горького в Ленинграде – это событие стало для него первым опытом публичного чтения стихов. Молодым поэтом заинтересовались в литературных кругах Петербурга.

Работавший в это время в геологических экспедициях по всей России, юноша не мог ожидать, что на него так стремительно обрушится слава. Как признавался сам Бродский, в юности его увлекало многое – от карьеры моряка или подводника до врачебной практики, однако ни на одном поприще он не задерживался надолго. Стихи он начал писать ближе к 18 годам (хотя известны и более ранние его пробы пера), и в то время не считал это своим призванием. Однако уже во время работы в НИИГА молодой человек увлёкся чтением, «глотал» книги хаотично и в больших количествах, причём не только художественную, но и научную литературу, философские и исторические труды; начал изучать польский и английский языки.

Таким образом, «Предпоследний этаж» является одним из дебютных стихотворений поэта, знаменует начало его творческого пути. Многие критики ошибочно полагают, что стихотворение посвящено Марианне Басмановой, дочери известного русского художника П.И. Басманова – единственной музе поэта и матери его сына. Однако это не может быть так, ведь с Марианной (Мариной) Бродский познакомился в 1962 году, на два года позже, чем написал интересующее нас стихотворение.

Итак, авторитетно утверждать, кому именно посвящены строки «Предпоследнего этажа», не представляется возможным.

Жанр, направление и размер

«Предпоследний этаж» относится к ранней любовной лирике Бродского. Уже в ранних опытах молодого поэта угадывается его особый поэтический стиль, неповторимый авторский почерк.

Стихотворение, которое мы анализируем, наделено чертами элегии – у «Предпоследнего этажа» нет чёткой композиции; суть этих двух восьмистиший сосредоточена на чувствах и переживаниях лирического героя. Стихотворение лишено иронического тона, который будет характерен для более позднего творчества Иосифа Бродского, однако афористичность, лаконичность фраз при их глубоком смысловом наполнении характерны и для самых ранних опытов поэта, в том числе для стихотворения «Предпоследний этаж».

«Предпоследний этаж» написан двустопным анапестом с перекрёстной рифмой, причём заключает стихотворение именно мужская рифма – это придаёт мысли логическую завершённость, законченность.

Композиция и конфликт

Как уже было отмечено выше, «Предпоследний этаж» обладает чертами элегии, одна из которых – отсутствие чёткой композиции. Действительно, здесь нет ни рамочного решения – «рассказа в рассказе» – ни фразы, которая бы закольцовывала композицию, ни линейности как таковой.

В целом не так просто рассуждать о композиции, когда речь идёт о любовной, философской лирике. Для неё характерна рефлективность – это не повествование, не описание событий, но самоанализ чувств и переживаний лирического героя. Главной целью автора был ответ на вопрос: что чувствует человек на грани расставания, как он видит для себя дальнейшую жизнь без любимой женщины?

Экспрессивность, эмоциональность стиля поэта здесь подкрепляется усложнённым синтаксисом – основой композиции многих его стихотворений. Например, первая композиционная часть «Предпоследнего этажа» – его первое восьмистишие – представляет собой одно предложение, разорванное на строки. Такое синтаксическое решение создаёт эффект чёткости, завершённости мысли, разделённой на смысловые блоки. То есть, можно предположить, что лирический герой пусть и сломлен неизбежным расставанием с любимой, но полностью отдаёт себе отчёт в необходимости и неизбежности разрыва отношений, которые себя изжили.

Вторая строфа «Предпоследнего этажа» уже «разрублена» на несколько предложений, коротких и чётких фраз, звучащих сурово и бескомпромиссно, как приговор двум влюблённым, чьи отношения уже обречены.

Конфликт в стихотворении также не так прост и плосок, каким может показаться на первый взгляд.

С одной стороны, это внешний разлад между лирическим героем и его возлюбленной, подробностей и сути которого читатель не знает, но видит лишь то, что это недопонимание привело влюблённых к расставанию. Причём тон стихотворения, эмоциональный, но достаточно здравый и чёткий, даёт понять, что решение расстаться было осмысленным, и лирический герой отдаёт себе в нём полный отчёт. О том, что решение принято не сию минуту, и герой примирился с судьбой, говорят в том числе строки второго восьмистишия: «Навсегда истекло / наше время давно».

С другой стороны, стихотворение главным образом посвящено внутреннему конфликту лирического героя на грани расставания с возлюбленной. Мы даже не знаем наверняка, принял ли он сам это роковое решение разорвать отношения, или это жизнь и судьба влюблённых сложились так, что невозможно было поступить иначе. Тем не менее, тон лирического героя указывает на то, что он принял факт невозможности продолжения отношений и будто даже примирился с ним. Однако в строках: «Я тебя обниму / и закутаю в плащ, / потому что в окне / дождь — заведомый плач / по тебе и по мне» явно сквозит горечь утраты, печали и сожаления об утраченном счастье, потерянной любви, которая всё же не может исчезнуть бесследно. Суть внутреннего конфликта лирического героя стихотворения «Предпоследний этаж» главным образом состоит в противостоянии силы бушующих эмоций и холодной твёрдости разума.

Таким образом, в стихотворении «Предпоследний этаж» экспрессивный, эмоциональный тон сочетается с холодным голосом рассудка, что придаёт внешнему и внутреннему конфликту объём и наиболее полно передаёт весь спектр чувств и переживаний лирического героя.

Смысл названия

Стихотворение «Предпоследний этаж» названо по первой строке – в этом образе можно увидеть развёрнутую метафору. На предпоследних и последних этажах раньше заметен закат солнца и наступление сумерек, чем в других частях многоэтажного дома или высокого здания («Предпоследний этаж / раньше чувствует тьму, / чем окрестный пейзаж»). Так и на душе лирического героя сгущаются сумерки раньше, чем он успевает дать себе в этом отчёт и поделиться переживаниями с кем бы то ни было. Он, герой, осознаёт, что тьма расставания приближается неизбежно, и всё, что остаётся ему и его возлюбленной – смириться с наступлением этой темноты.

Название стихотворения, как и его первые строки, сразу задаёт общее меланхолическое настроение, которым проникнуты все фразы, все мысли и слова лирического героя. Читатель получает возможность тонко прочувствовать переживания человека на грани расставания с возлюбленной, лучше понять его печаль, сожаление и в конце концов – смирение с судьбой и предстоящим разрывом.

Образы и символы

Как уже несколько раз было отмечено выше, стихотворение Иосифа Бродского «Предпоследний этаж» всецело посвящено переживаниям человека, находящегося на грани разрыва отношений с возлюбленной. Используя ряд развёрнутых метафор, в том числе образ предпоследнего этажа, сумерек, дождя («…заведомый плач по тебе и по мне…»), автор передаёт весь спектр эмоций и переживаний лирического героя, который, как кажется, уже смирился с фактом неизбежности расставания.

Кроме того, в завершающей строке стихотворения автор использует образ брегета – это не название некого места, как могли бы подумать некоторые читатели. Брегет – это сверхточные старинные карманные часы.

Образ и категория времени вообще занимают важное место в творчестве Иосифа Бродского. Его стихи всегда обладают особым ритмом, темпом звучания, в которых также содержится основная идея произведения. Однако в «Предпоследнем этаже» время вообще выступает особой категорией, характеризующей, определяющей отношения лирического героя и его возлюбленной:

«Навсегда истекло
наше время давно.
Переменим режим.
Дальше жить суждено
по брегетам чужим».

С этой точки зрения завершающие строки стихотворения звучат по-особенному. Будто в то время, когда герой и его возлюбленная были счастливы, они жили в параллельном мире, где время текло совершенно иначе, только для них двоих и по их собственным часам, отличающимся от времени в привычной обычному человеку реальности. Однако после расставания им суждено вернуться в реальный мир и жить друг без друга в серой действительности не так, как они привыкли, будучи счастливы вдвоём.

Важно также отметить, что читатель обозревает конфликт лишь с одной точки зрения: мы знаем и понимаем, что чувствует человек на грани разрыва любовных отношений, однако понятия не имеем, что может испытывать в тот же момент его возлюбленная. Для автора внутренний конфликт лирического героя, противостояние бушующих чувств и холодного рассудка является наиболее важным предметом для анализа.

Мы анализируем небольшое лирическое произведение, герои которого не имеют имён и чётко прописанных, известных нам биографий. Мы можем судить о них лишь косвенно, по их любовным отношениям, которые терпят крах и находятся на грани разрыва. Лирический герой, судя по тону и настроению стихотворения, уже примирился с судьбой и с тем фактом, что их отношения с возлюбленной дальше продолжаться не могут. Однако против этих здравых доводов разума выступают меланхолия, печаль и сожаление об упущенном счастье, сквозящие в каждой строчке «Предпоследнего этажа».

О возлюбленной лирического героя и о том, что она может думать и чувствовать, читателю ничего не известно – мы воспринимаем ситуацию сугубо от мужского лица.

Темы и проблемы

Основной в стихотворении Иосифа Бродского «Предпоследний этаж» является тема любви и расставания. Для раскрытия этой темы поэт использует ряд метафор и многозначных образов, например, пишет о дожде и об ушедшем времени, которое теперь для влюбленных будет течь совершенно по-иному. Тематика и проблематика отражены в списке:

  • Итак, помимо тем любви и расставания, здесь прослеживается тема смирения с судьбой, принятия её поворотов как должного. Именно так лирический герой стихотворения относится к факту расставания со своей возлюбленной – он принял его неизбежность. Таким образом, в стихотворении «Предпоследний этаж» Иосиф Бродский, невероятно подробно анализируя чувства человека на грани расставания с любимой, затрагивает темы любви, расставания, смирения и принятия.
  • Ключевым проблемным вопросом в стихотворении «Предпоследний этаж» является внутренний конфликт лирического героя – конфликт бушующих эмоций и холодного рассудка. Он, как кажется, принял неизбежность расставания с любимой и смирился с тем, что их судьба не может сложиться иначе. Однако в то же время сильные эмоции не дают ему так скоро отпустить любимую; слыша «заведомый плач» дождя по их былому счастью, он обнимает и кутает в плащ возлюбленную, сближается с ней, словно для них не всё ещё потеряно. Итак, сложность построения человеческих отношений, конфликт чувства и разума, который неизбежен для людей на грани расставания, вопрос смирения с судьбой и невозможности что-либо изменить – вот ключевые проблемы, поднятые Иосифом Бродским в стихотворении «Предпоследний этаж».

Смысл

Основная мысль «Предпоследнего этажа» заключается в следующем: когда отношения себя изжили и влюблённые находятся на грани расставания, изменить что-то в их судьбе уже практически невозможно. Так, лирический герой стихотворения Бродского слышит заведомый реквием дождя по своей любви, чувствует, что расставание – неизбежный и единственно верный выход для него и его возлюбленной, понимает и принимает это, смиряется. 

И даже время, которое для влюблённых течёт по-особенному, вернётся на круги своя и вернёт бывших партнёров в суровую реальность; они начнут жить «по брегетам чужим». Главная мысль состоит в неизбежности этого перехода.

У лирики Иосифа Бродского, в том числе у стихотворения «предпоследний этаж» нет ярко выраженной поучительной цели. Однако извлечь жизненные уроки проницательный читатель сможет из любого произведения. Чему учит «Предпоследний этаж»? Вероятно, принятию неизбежного и смирению с поворотами судьбы. Далеко не всегда имеет смысл вести борьбу за отношения, за то, чтобы какие-либо люди оставались в нашей жизни; важно научиться вовремя отпускать их. если отношения себя изжили. Также важно уметь вовремя уйти, прервать взаимоотношения.

Итак, в стихотворении Иосифа Бродского, которое мы анализируем, помимо любовных тем затрагивает ещё и философские вопросы о смирении с судьбой, принятии, о человеческих отношениях, умении отпускать людей. Размышляя на эти философские темы, читатель может извлечь для себя важные жизненные уроки.

Средства выразительности

Стихотворение «Предпоследний этаж» относится к ранней лирике Бродского – в шестидесятые годы прошлого века он только начинал знакомство с литературным миром, находил связи и знакомил со своим творчеством богему под покровительством Евгения Рейна. В те годы юного Бродского в родном Ленинграде считали гениальным дарованием, и его стихотворения, за редким исключением, коим НЕ является «Предпоследний этаж», публика встречала восторженно.

Проанализирует средства выразительности в стихотворении Бродского:

  • Эпитеты: «заведомый плач», «серебристая нить».
  • Метафоры: «дождь — заведомый плач»; «жить по брегетам чужим».
  • Олицетворения: «этаж… чувствует тьму».
  • Плеоназм: «навсегда истекло наше время давно».

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *