Анализ стихотворения «Письмо с фронта» (Э. А. Асадов)

Эдуард Асадов является одним из самых искренних поэтов, поэтом с обостренным чувством справедливости, поэтом «человечным», мужественным, душевным. Его стихи живые, дышащие, не нагромождённые интеллектуальными надстройками, которые демонстрируют эрудицию автора, но никак не раскрывают смысл работы. Многомудрый Литрекон проанализировал одно из произведений автора, которое называется «Письмо с фронта». Разбор по плану поможет Вам вникнуть в суть работы.

История создания

Эдуард Аркадьевич родился в 1923 году, следовательно, окончание школы, выпускной бал выпал на 1941 год, год, когда всё в одно мгновение изменилось. Асадов не раздумывая отправился на фронт, где служил в подразделениях гвардейских миномётов. В 1944 году Эдуард Аркадьевич был ранен, вследствие чего остался без зрения.

Но никакие тяжёлые события, обстоятельства не лишили поэта оптимизма, жизнерадостности, творческого порыва! Поэт продолжал творить и на фронте, между боями, и в госпитале.

Стихотворение «Письмо с фронта» написано поэтом в возрасте 20 лет, то есть в 1943 году, на фронте. Обращено оно к маме автора, Лидии Ивановне, которая воспитывала сына одна, так как отец поэта, Аркадий Асадов, умер, когда маленькому Эдику было всего 6 лет. Материнская любовь – лейтмотив, который звучит в очень многих фронтовых произведениях автора.

«Дал мне Бог привязчивое сердце!» (Э. А. Асадов)

Жанр, направление, размер

Жанр произведения «Письмо с фронта» обозначен поэтом в названии стихотворения. «Письмо с фронта» — это послание, обращенное к самому родному человеку, к маме. Стихотворение построено не как просьба, что является естественным для данного жанра, а как простое общение с мамой, как диалог, только без своевременного ответа, как воспоминание автора, как самоподбадривание. Поэт лишь в конце произведения пишет: «Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!», то есть просьба всё же имеется, но она более походит на обещание, которое должно поддержать мать, не находящую покоя вдали от сына.

Поэт родился и творил в 20 веке. Начало этого столетия характеризуется радикальными изменениями во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве, в литературе. Поэтов, чей творческий путь выпал на данный период, называют поэтами-модернистами. Данное направление имеет множество течений, которые абсолютно не похожи одно на другое. Асадов – поэт-модернист, но ни какому течению он не принадлежит, творить он начал на фронте. Поэт-фронтовик – вот асадовское течение, которого он придерживался и после войны. Выдающимися чертами поэзии автора можно назвать удивительную доброту, искренность, понимание человека, понимание его сущности, понимание бесполезности войн, в том числе межличностных.

Размер стихотворения «Письмо с фронта» – четырехстопный амфибрахий. Первые три строфы написаны с использованием перекрёстной рифмовки. Четвёртая строфа, которая состоит из 6 строк, написана с использованием и последовательной рифмовки, и кольцевой. Следующие две строфы – кольцевая рифмовка. Последние две строфы – перекрёстная рифмовка. В стихотворении использована и женская, и мужская рифмы.

Композиция

Стихотворение «Письмо с фронта» состоит из 8 строф, причем 7 из них – это четверостишия, а одна строфа имеет 6 строк. Композиция стихотворения последовательная. Его можно разделить на 5 смысловых частей.

  1. Первая часть – 1-я строфа. В данной части автор указывает лицо, к которому обращается. Первая строфа отражает все нежные чувства, которые испытывает поэт к своей маме, которые даже не может передать словами: «Тебя вспоминаю, такую родную, такую хорошую — слов даже нет!».
  2. Вторая часть – это последующие 2 строфы. Эти четверостишия посвящены воспоминаниям автора о маме, о том, как она грустила, радовалась. Также в данной части автор пытается представить маму, читающую данное письмо.
  3. Третья часть – это шестистишие, в котором автор пишет: «Мы были беспечными,… мы, всё, что имели, не очень ценили, а поняли, может, лишь тут, на войне… Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!» Эти строки передают авторскую тоску по былому, тоску по упущенным счастливым моментам, которые были потрачены, оказывается, не совсем правильно, также данные строки передают его положительную настроенность, надежду на то, что они, молодые ребята, возвратятся с ужасной войны и будут ценить жизнь по достоинству.
  4. Четвертая часть – это следующая строфа, которая возвращает поэта в реальное время. Он пишет о происходящем сейчас, о времени написания данного письма. Пишет, что всё вокруг замерло, будто позволило поэту написать письмо родной маме.
  5. Пятая часть – это три последние четверостишия, которые возвращают читателя к главному образу произведения – матери. Автор пишет, что сражается и за жизнь, и за неё родную, и за всю страну, пишет, что в этом ему помогает именно она, которая находится всегда рядом, пишет, что ему не страшно идти в бой, так как он благословлён ею – мамой.

Образы и символы

Нет сомнений, что стихотворение «Письмо с фронта» автобиографично! Лирическим героем является сам Эдуард Асадов, солдат, который нашёл время, чтобы написать маме, оповестить её, дабы она не волновалась, ждала его.

В произведении «Письмо с фронта» несколько ярких образов. Самый выдающийся из них – образ матери! Эдуард Аркадьевич начинает стихотворение со строк: «Мама! Тебе эти строки пишу я…». Это один единственный раз, когда автор употребляет слово «мама», дальше поэт пишет о ней «родная моя», что передаёт его сильнейшие нежные чувства к самому близкому человеку.

Асадов не описывает внешность матери, но в сознании читателя создаётся её чёткий образ. Она улыбается, трепетно читая сыновье письмо, убаюкивает «маленького» сына, тихо напевая ласковую песню, всюду следует за сыном, защищая его, оберегая. Образ матери — всесильный и беззащитный одновременно, она накрывает сына, заботится о нём даже на расстоянии, но в то же время ей самой требуется защита, её жертвенность и забота о сыне – это и всемогущая сила, и слабость единовременно.

Ещё один образ – это образ войны. Данный образ нечётко обрисован. Война – это разлучница, но именно она подарила молодым ребятам осознание ценности былого. Война в стихотворении Асадова представлена пустой, сухой: холодное ночь, «неласковое небо», «орудья застыли», дует «свинцовый ветер».

Эти два образа резко противопоставлены друг другу. Автор более уделяет внимание ласковому образу матери, так как, конечно же, на войне мысли летят к самому доброму, родному, любимому, а также поэт уверен, что любовь, ожидание и терпение, «живое» мужество, несомненно, победят «бездушную» войну, чей образ поэт описал, лишь касаясь.

Хочется также отметить, что многие народы свою родную страну символически представляют в образе матери, что придаёт стихотворению дополнительный смысл. При таком рассмотрении, сын, пишущий письмо, – это все солдаты, которые ринулись на защиту родной страны, своей матери-кормилицы, которая помогала «детям» морозами, ветрами, дождями, защищая, прикрывая их.

Темы, проблемы, настроение

Стихотворение «Письмо с фронта» написано на военную тематику, но основной темой всё же является любовь: любовь материнская, которая является бронёй солдатов, оберегающая их, сыновья любовь, которая даёт им сил на защиту родины, которая лишает страха перед жестокими боями.

Тема материнской любви для Эдуарда Аркадьевича является лейтмотивом, ниточкой, пронизывающей абсолютно все стихи поэта.

Проблемой, поднятой автором в стихотворении «Письмо с фронта», можно считать осознанность, которая приходит лишь тогда, когда что-то бесконечно ценное уходит от человека. Единственное шестистишие разделяет стихотворение пополам, оставляя вначале бесценные воспоминания, греющие душу, и уступая место строфам, которые повествуют о «холодной» реальности, в которой уже присутствует осознанность ценности потерянного.

Настроение стихотворения «Письмо с фронта» очень тёплое и оптимистичное, хотя оно и военное, написанное на фронте. Поэт уверен в победе, поэт уверен в силе любви, которая подарит им, молодым и отважным солдатам, эту победу!

Основная идея

«И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!»

Данная строфа — это смысл стихотворения «Письмо с фронта».

Автор верит в силу материнской любви, знает, что её благословение – это невидимый и непробиваемый щит! Возможно, именно этот щит спас его в 1944 году, когда под Севастополем поэт получил тяжёлое ранение, но выжил, став впоследствии героем Советского Союза! Такова главная мысль произведения «Письмо с фронта».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Письмо с фронта» позволяют читателю проникнуться теплотой сыновьего чувства:

  1. Эпитеты: «сыновий привет», «беззаботно свистя», «суровая двойка», «мы были беспечными, глупыми», «московские споры», «родные края», «холодные ночи», «тихая песнь», «далёкие победы».
  2. Сравнение: «все — сказка, все в дымке, как снежные горы», «застыли орудья, как стадо слонов», «как в детстве, мне слышится голос кукушки».
  3. Метафоры: «свинцовый ветер», «неласковое небо», «солдатская дорога».
  4. В произведении можно заметить противопоставление двух образов (мать и война) – антитеза.
  5. Стихотворение построено с использованием инверсии.
  6. Риторическое восклицание, которое передаёт «непередаваемые» чувства: «Такую хорошую — слов даже нет!», «Пусть так, возвратимся — оценим вдвойне!», «Ты здесь, ты со мною, родная моя!», «Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!».

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *