Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую…» (А.А. Фет)

Афанасий Афанасьевич Фет вошёл в историю литературы как поэт— импрессионист, сумевший в своих текстах выразить мимолётные движения души, облечь в слова переживания и чувства, созвучные каждому читателю. В его стихотворениях даже в самые тяжёлые периоды жизни звучат упоение красотой окружающего мира и радость творчества. Многомудрый Литрекон предлагает читателю ознакомиться с анализом стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую…» по плану, в котором отразилась творческая программа поэта.

История создания

Это стихотворение написано в октябре 1887 года и относится к заключительному периоду творчества поэта. К концу жизни поэт пишет всё более трагические стихи, проникнутые ощущением утраты мирового порядка. Произведения всё чаще посвящены размышлениям о смысле жизни — прошедшей жизни.

В этот период поэт переосмысливает совершённые ошибки. В молодости из—за затруднительного материального положения он оставил возлюбленную Марию Лазич, полностью оборвал с ней общение. Ее родители выступали против этого союза, и Афанасий Афанасьевич решил не обострять конфликт. Вместо неё женой поэта стала состоятельная Мария Боткина, к которой поэт хоть и чувствовал симпатию, но это было несравнимо с любовью к Лазич. Возможно, и горечь ошибок молодости влияла на поэта, вводила в депрессивное состояние, что сказывалось на творчестве.

И всё же это стихотворение звучит жизнеутверждающе, гордо, как творческий манифест зрелого мастера. Да, его жизнь могла быть иной, он мог быть с любимой женщиной, но поэтический дар у него не отнимет никто. 

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения “Одним толчком согнать ладью живую…” — философская лирика, ведь поэт размышляет о своём предназначении, о роли творчества в жизни человека, как создателя, так и читателя. Кроме того, стихотворение можно назвать творческим манифестом Фета, ведь он перечисляет здесь способности и возможности «избранных» поэтов, к которым, конечно же, относит и себя.

Направление, в котором работал Фет, называют «чистым искусством». Поэзия не касается социальных проблем, отражает вечные ценности, чувства и переживания людей. Грубая, несовершенная реальность в стихотворениях противопоставляется истинной поэзии, любви и красоте природы. Роль поэта — творить искусство ради искусства как такового.

Стихотворение представляет собой одной предложение, разделённое на три строфы. Размер — пятистопный ямб с перекрёстной рифмой (AbAb), идёт чередование мужской и женской рифм. В первой и третьей строфах для стабильного ритма используется неполногласие («ветр» и «пред»). 

Образы и символы

В стихотворении “Одним толчком согнать ладью живую…” своя образная система, тематически связанная с пейзажем. Вокруг образов ладьи и берегов разворачивается всё стихотворение. Ладья — человеческая душа, движение её навстречу цветущим берегам поэзии — метафора творческого пути. Противопоставляется цветущий берег тоскливому сну действительности. Разница двух миров видна и при сравнении берегов: цветущий мир поэзии и бесплодный песок повседневности, живая поэзия против рутины.

Ещё один символ, который часто встречается в стихотворениях Фета, — звук, способный преодолеть серую обыденность, перенести человека в иной, высший мир поэзии. Ветер же символизирует вдохновение, отзвук творчества и вечности.

Темы 

Тематика стихотворения “Одним толчком согнать ладью живую…” — поэтическая сила, её воздействие на людей. Поэт получает венец избранности за то, что исключительная его способность — связывать два мира в своих произведениях, чувствовать вечность и приобщать к ней читателей. 

Это стихотворение — о радости творчества. Поэзия влияет и на их создателя, и на читателя: наполняет радостью, выказывает потаённые чувства и мысли, от которых обычно «язык немеет». Поэт тем силён, что может вырваться за рамки «тоскливого сна», связь с иным миром, ощутить гармонию с ним через вдохновение и произведения искусства.

Проблемы

Поэт ставит вопрос: «Что может поэт дать обществу?». Проблематика стихотворения “Одним толчком согнать ладью живую…”— роль поэта в обществе, возможность изменить жизнь. Поэт воздействует на чувственную сторону человеческой натуры, воспевает красоту природы. В стихотворении не говорится о политической составляющей, нет призыва творить на благо общества или вещать с баррикад. Для направления «чистого искусства» важна была именно эстетическая сторона. 

Здесь заметна разница подхода к роли поэта среди поэтов— классиков. У Пушкина поэт не только пробуждает у читателя добрые чувства, но и славит свободу и пробуждает милость к слабым. Поэт Лермонтова сталкивается с насмешками толпы, но продолжает творить на благо общества. Поэт в стихотворениях Некрасова служит для блага ближнего, обличает пороки общества и социальную несправедливость.

Смысл

Главная мысль стихотворения “Одним толчком согнать ладью живую…” может звучать так: поэт переносит читателя “на другую сторону”, прочь от мрачной реальности, и в этом заключается его дар. Он может перенести на “цветущие берега”, подарить читателю успокоение, эстетическое удовольствие, выразить общие, вечные чувства и переживания, которые знакомы каждому. Больше от искусства ничего не требуется, оно самодостаточно.

Основная идея – назвать через ряд метафор силы и возможности поэта. Именно поэтому всё стихотворение, за исключением последних двух строк, строится на перечислении инфинитивных форм глаголов. 

Чему учит?

Хоть мы и назвали стихотворение поэтическим манифестом, такой подход можем перенять и мы, современные читатели. В моменты, когда жизнь превращается в «тоскливый сон», следует обратиться к творческой программе Фета.

Человеческие чувства и красота природы вокруг – то, чем восхищался в своё время Фет. Нам тоже следует проявлять творческую сторону, раскрашивать мир вокруг себя и обращать внимание других людей на красоту окружающего мира.

Средства художественной выразительности с примерами

Реальный мир в стихотворении Фета “Одним толчком согнать ладью живую…” предстаёт как тоскливый сон, но общее настроение и нежные образы оставляют светлое впечатление. Рассмотрим же, какие средства художественной выразительности были здесь использованы.

  • Использование оксюморонов показывает, что поэт связан как с реальностью, так и миром творческим: «упиться неведомым, родным», «шепнуть о том, пред чем язык немеет», «усилить бой бестрепетных сердец». С одной стороны, «певец избранный» далёк от идеального мира, он — простой человек, но он чувствует вечность как родное пространство и пытается её расшифровать. 
  • Развёрнутая метафора ладьи, движущейся от одного берега к другому, скрывает за собой как ощущения поэта от процесса созидания нового произведения, так и путешествие читателя из реальности в художественный мир. Встречаются и другие метафоры: «сладость тайных мук», «бой бестрепетных сердец».
  • Эпитеты: «с наглаженных отливами песков», «цветущих берегов», «тоскливый сон», «бестрепетных сердец», «тоскливый звук» — усиливают противопоставление двух миров, делают стихотворение ярче.
  • Возвышенная лексика: «упиться», «венец» — добавляет стихотворению торжественности.
  • Встречается  и анафора. В первой строфе чередуются «одним» и «одной», а в заключительных строках третьей строфы — «вот чем» и «вот в чём». В первом случае это добавляет стихотворению музыкальности, а на последних двух строках ставится акцент.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector