Анализ стихотворения «Нотр Дам» (О.Э. Мандельштам)

Осип Мандельштам – представитель Серебряного века, чьи стихотворения всегда были узнаваемы читателями. Через путь взросления творчество Мандельштама менялось и приобретало новую усложненную форму выражения чувств и мыслей. Раннее творчество поэта порадует читателя сохраненной эстетикой написания, при простоте рифмы и прямолинейности. Так, к данному периоду относится первый опубликованный сборник О. Мандельштама «Камень», куда и входит стихотворение «Нотр Дам», анализ по плану которого Вам предлагает прочитать Многомудрый Литрекон.

История создания

До наших дней не сохранилась точная история создания стихотворения «Нотр Дам». Известно лишь то, что оно было написано в 1912 году (тогда поэт проходил курсы в Сорбонне — высшем учебном заведении во Франции), а опубликовано в 1913 году. Стихотворение входило в первый сборник поэта «Камень» (1916 год).

Первые работы сборника «Камень» были написаны Мандельштамом ещё в юношеские годы, а последние — в период завершения срока обучения в Европе. Сборник создавался в период становления творческой личности, юношеского максимализма и стремления найти способ выразить свою индивидуальность. Именно тогда автор встретил Н. Гумилева, родоначальника поэтической школы акмеистов, и понял, что ему подходят эстетические принципы данного течения. Вскоре именно с его поэзией читатели будут ассоциировать акмеизм.

В 1913 г. стихотворение было опубликовано в приложении к манифесту (декларации) акмеизма как его идеальный образец.

Жанр, направление, размер

Принято считать, что стихотворение О. Мандельштама «Нотр Дам» по направлению относится к акмеизму. Аргументировать это можно тем, что основными критериями акмеизма являются: отсутствие мистического максимализма, обыденность и красота слова. О. Мандельштам, изобразив Собор Парижской Богоматери, выбрал реальный осязаемый предмет, лишив его мистицизма.

Жанр произведения — лирическое стихотворение.

Стихотворение «Нотр Дам» написано шестистопным ямбом с множеством пиррихиев, из-за чего стихотворение не имеет искусственной строгой ритмичности. Рифмовка в строфах кольцевая. Исследователи подметили, что фамилия автора рифмуется с первой и последней строками четвёртой строфы-вывода. Кажется, что Мандельштам подписывается под стихотворением.

Название стихотворения «Нотр Дам» точно выражает главный объект описания – Собор Парижской Богоматери.

Композиция

Как бы поверхностно автор бы не пытался описать облик Собора Парижской Богоматери, за изображением архитектуры проскальзывают рассуждения лирического героя о прошлом, настоящем, будущем, а также о том, что скрывается за неизвестностью.

  1. Уже с первого четверостишья понятно, что О. Мандельштам начинает описания с прошлого. На месте собора раньше существовала римская колония. Внешний готический, строгий, мощный облик собора автор сравнивает с Адамом – первым человеком на Земле, тем самым делая акцент на чем-то новом в культурной истории человечества.
  2. Во второй и третьей строфах автор показал сочетание тяжелой романской культуры, стремящейся высь готики и языческого изобилия деталей в одном образе собора.
  3. В завершающем четвертом четверостишье О. Мандельштам обращается в будущее. Видя пред собой невероятный образ Нотр Дама, автор, будто бы давая обещание, обращается и утверждает, что когда-нибудь и он создаст нечто прекрасное, подобное Собору Парижской Богоматери.

Образы и символы

Бесспорно, одним самым важным «героем» стихотворения «Нотр Дам» является кафедральный собор Нотр Дам. Возведенный еще в двенадцатом веке, он и по сей день продолжает волновать души гостей столицы Франции.

Второй образ, заставляющий разглядеть за внешним обликом собора и скрытый смысл – лирический герой, автор повествования. Он наталкивает читателя на последующий анализ стихотворения «Нотр Дам».

Главным символом, скрывающийся за образом величественного собора, является камень. Храня в себе все тайны, он наполняется мудростью, со временем перерастая в собор.

Контрасты и противопоставления также являются значимыми компонентами стихотворения. Собор сам по себе, несущий светлый облик, перекрывается тяжкой готикой, создавая внешне напор. Тем самым внутренняя легкость совмещается с внешней мощью. Изобильное язычество (египетская мощь) деталей противопоставляется аскетичному христианству.

Дуб и тростинка – толстый и тонкий элемент собора, за которыми скрываются образы уязвимого человека и уверенной в себе личности.

Лабиринт и лес – оба препятствия, однако с различными способами преодоления: горизонтальным и вертикальным. Так, лабиринт – путь к гармонии, часто изображающийся в готических храмах и соборах, а лес, исходя из «Божественной комедии» Данте, есть путь заблуждения.

Тяжелый грубый материал и труд человеческих рук противопоставлены и показывают, как из хаоса материи создаются шедевры.

Темы, проблемы, настроение

Стихотворение «Нотр Дам» состоит из четырех строф. В каждой из них поэт описывает ракурс повествования и делает акцент на каждом из них. В первом четверостишье читатель видит внутреннее описание собора, лирический герой изнутри знакомит нас с кафедральной готикой. Во второй строфе идет внешнее описание, автор, как иллюстрацию изобразил особенности внешнего образа Нотр Дам. А в третьей и четвертой строфах О. Мандельштам снова обращается как к внутренним, так и к внешним чертам собора, выражая все в своих чувствах и взглядах.

  1. Основная тема стихотворения «Нотр Дам» — искусство. Описание собора перекликается с мечтой поэта создать что-то столь же совершенное. Творчество архитектора вдохновляет его, он с трепетом описывает каждую линию собора и его укрепления. Внимание автора приковано к закономерностям архитектуры, к тому, как такие громады удерживаются в воздухе и стоят столетиями.
  2. Еще одна важная тема — красота. Автора восхищает оформление собора. Он недоумевает, как из грубого камня могла получиться такая хрупкая красота?
  3. Сочетание культур в соборе тоже заинтересовало автора. Он улавливает в его оформлении мощь Египта и робость христианства, подмечая противоречивость собора и богатство его эстетики.
  4. Настроение произведения «Нотр Дам» — восхищение. Автора потрясло величие собора, он оценил гениальность архитектора.

Основная идея

Главным героем стихотворения, помимо собора Нотр Дам, также является и образ лирического героя. Каждая строфа стихотворения раскрывает в себе взгляд этого героя на собор с разных ракурсов, собирая все мысли воедино. Смысл стихотворения «Нотр Дам» — это личное восприятие красоты собора, гимн архитектурному искусству. Поэт вдохновился прелестью собора.

Стихотворение О. Мандельштама «Нотр Дам» заставляет задуматься над несколькими вещами. Мы производим переоценку культурных памятников, рассматривая их под иным углом и воспевая на новый лад. Мы понимаем, что даже, казалось бы, несовместимые понятия, могут в тандеме создавать нечто новое и уникальное. Главная мысль стихотворения «Нотр Дам» заключается в том, что эклектика порождает новые шедевры, вдохновляющие людей. Смешение стилей и идей — вот источник для новаторства в культуре.

Средства выразительности

Стихотворение «Нотр Дам» наполнено различными средствами выразительности. Вот тропы с примерами:

  1. Особое внимание автор уделил олицетворению, особенно при описании собора. Например, «чудовищные рёбра», «свод играет мышцами», «распластывая нервы».
  2. Особую эмоциональную окраску стихотворению дали эпитеты. Например, «дерзкий свод», «непостижимый лес», «недобрая тяжесть».
  3. Египетская (языческая) мощь противопоставляется христианской робости — это антитеза. В последней строфе противопоставлено чудовищное прекрасному, как материал, из которого создаются шедевры («недобрая тяжесть»), противопоставлен творению человеческих рук.
  4. Рассудочная пропасть – это оксюморон. Пропасть не может быть разумной, но для готической души, объединяющей противоположности, мир выглядит именно так.

Автор: Полина Чернышова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *