Анализ стихотворения «Ночь» (Б. Л. Пастернак)

Борис Леонидович Пастернак – поэт-философ. В своих стихах он пишет не о «прекрасном Мире», в своих стихах он пишет о факте существования Мира, о том, что этот самый факт прекрасен и удивителен. Пастернак – поэт-жизнелюбец! Многомудрый Литрекон проанализировал одно из любимых произведений автора, стихотворение «Ночь», по плану.

История создания

Стихотворение «Ночь» было написано в 1957 году. 

«Он (Б. Л. Пастернак) вообще любил это стихотворение, охотно читал вслух, сохранилась запись с характерными интонациями – повышением голоса на первой строке катрена и музыкальным понижением на четвертой; слышно и знаменитое гудящее удивление – «Как будто небосвод относится к предмету его ночных забот» – нет, каковы гордыня и ответственность?!» (Д.Л. Быков)

Оно относится к поздней лирики поэта. В это время Борис Леонидович проживал на любимой даче в Переделкино. Здесь было создано несколько циклов стихов, в том числе и «Когда разгуляется», который считается одним из лучших в русской поэзии. В данный цикл вошло стихотворение «Ночь».

 «Это именно то, о чем можно было мечтать всю жизнь. В отношении видов, приволья, удобства, спокойствия и хозяйственности, — это именно то, что… настраивало поэтически» (писал о даче Б. Л. Пастернак своему отцу)

Драматург Александр Афиногенов, с которым в тяжёлые времена общался лишь Пастернак, в своём дневнике упомянул о том, что Борис Леонидович не любил выезжать из Переделкино, а хотел бы жить всё время там: гулять в одиночестве, смотреть на звёзды, работать над своими произведениями. Это место для Бориса Леонидовича было вдохновенным! 

Борис Леонидович говорил, что стихи, вошедшие в сборник «Когда разгуляется», он писал легко, без особого напряжения, но сохранились авторские черновики, которые говорят о том, что велась тщательная, кропотливая работа.

Некоторые критики считают, что на создание стихотворения «Ночь» повлияло творчество Антуана де Сент–Экзюпери. Также примечательно то, что над домом, где в то время проживал поэт, часто пролетали самолёты, которые притягивали взгляд автора, и, очевидно, вдохновили его на создание произведения. 

Жанр, направление, размер

Философское стихотворение «Ночь» можно отнести к жанру элегии, так как оно является результатом размышлений автора, его умозаключением. Некоторые относят «Ночь» к медитативной лирике, что вполне объяснимо. Стихотворение не тревожно и не печально по своему эмоциональному окрасу, а также оно является рассуждением не об общих, «вечных» проблемах мироздания, а направлено оно вглубь личностных размышлений поэта, размышлений о том, что волнует именно его. 

Стихотворение «Ночь» — это стихотворение модернистской направленности. Как и всё творчество Бориса Леонидовича, так и данное стихотворение невозможно подвести под определение конкретного течения. Это не символизм, хотя прослеживается явная ориентированность на философию. Стихотворение «Ночь» не эпатажно, не скандально, что противоречит футуризму, хотя присутствует некая тень утопичной мечты о зарождении сверхискусства, сверхпоэта, что также является особенностью футуристического течения. 

Размер стихотворения «Ночь» – трёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. 

Композиция

Стихотворение «Ночь» состоит из 11 строф. Композиция последовательная, с плавно развивающимся сюжетом.

«Ночь» можно разделить на 6 смысловых частей.

  • 1 часть – это первые два четверостишия, в которых поэт пишет о лётчике, который «потонул в тумане, исчез в его струе, став крестиком на ткани и меткой на белье».
  • 2 часть – следующие две строфы. Автор пишет о том, что происходит «под пилотом», что происходит под ночным небом.  «Всем корпусом на тучу ложится тень крыла» — эти строки плавно переносят внимание читателя на «низ», туда где происходит следующее действие.

«Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.»

  • 3 часть – последующая строфа, в которой автор задумывается о ещё более высоком, о космосе, о том, что «к другим каким-нибудь неведомым вселенным повернут Млечный путь».

Далее поэт вновь пишет о деятельности на земле, о том, что «в подвалах и котельных не спят истопники». Эти строки можно обособить в 4-ю часть.

7-ю строфу можно назвать объединяющей.

«Венера или Марс
Глядят, какой в афише
Объявлен новый фарс.»

«Небесное» обращено к «земному». В 8-й и 9-й строфе описано противоположное.

«Кому-нибудь не спится
В прекрасном далеке

Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.»

  • Эти три строфы, описывающие «взаимный интерес» небесных и земных тел можно выделить в 5-ю часть.
  • 6-я часть – два последних четверостишия. Эта часть является основной, в ней сосредоточен весь смысл. Поэт отошёл от абстрактных описаний, рассуждений, обратившись к главному, к «поэтическому». 

«Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.»

Автор сопоставляет поэта с «небесными телами», чем указывает на его значимость и «широту», на его всеобъемлемость.

Образы и символы

Сам Борис Леонидович является лирическим героем стихотворения «Ночь». Он смотрит ввысь, на небо, думая о поэзии, о космосе, о людях, рассуждает, представляет. Можно даже предположить, что в герое строк «кому-нибудь не спится в прекрасном далеке на крытом черепицей старинном чердаке» автор видит себя, человека, который «смотрит на планету, как будто небосвод относится к предмету его ночных забот».

Главными образами произведения «Ночь» являются ночь и небо. Ночь для поэтов, для творческих людей – это особое время суток. В это время суток, как известно, рождаются гениальные, чарующие идеи. Ночь, в противовес суетному, «кричащему» дню, манит своей тишиной, спокойствием, «глубиной», она безгранична.

В литературе ночь является амбивалентным символом, то есть двойственным.

  • Ночь – это противоположность света, архетип тьмы. 
  • Ночь – это мост, соединяющий реальное и эфемерное. 

В данном случае ночь является лупой, которая позволяет увидеть нить, соединяющую небесное, возвышенное с земным, можно сказать, что ночь открывает глаза на то, что днём не разглядеть под пеленой различных дел, мечущихся мыслей. Ночь – это открытое пространство, в котором нет указанных направлений, в котором каждый двигается интуитивно, по зову сердца.

Яркий образ-символ ночи связан с таким же ярким образом-символом неба. Взор читателя на протяжении всего стихотворения обращён вверх, к небу: лётчик в облаках, тень крыла на туче, блуждающие небесные тела, даже «кто-нибудь», которому не спится, смотрит ввысь, на небосвод. Небо – это символ чистоты, возвышенности, идеала, недосягаемости. К нему обращены взоры, к нему тянуться все и вся. 

Также небо является отображением времени.

«Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.»

Обращаясь к этим двум значениям, можно однозначно сказать, что «настоящая» поэзия для автора – это что-то недосягаемое, прекрасное, к чему он тянется, стремится всей душой. Также хочется отметить образы Венеры и Марса. Венера в мифологии является богиней красоты, любви и плодородия, а Марс в мифологии – это хранитель Рима, а также бог войны.

В стихотворении Пастернака они «глядят, какой в афише объявлен новый фарс». Эти два образа сами по себе являются связывающими земное и неземное, но помимо этого они являются связующими и по контексту произведения, они, как небесные тела, глядят на людей, они, как мифические покровители, вновь вместе, под покровом ночи, несмотря на их незаконную связь.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Ночь» — это размышления автора о обязанностях поэта. Борис Леонидович пишет: 

«Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.»

То есть автор проводит параллель между поэтом (создателем произведения) и «небесными телами», указывая на его положение, на его особенность и «безграничные» возможности в «небе».

«Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.»

Если пастернаковский сон рассмотреть как реальность, полное погружение в которую не желательно для творческого человека, то данные строки являются отражением проблемы произведения. Автор будто приводит себя в чувства, уговаривая не отвлекаться от основного, от вдохновения, от творчества, быть «выше» реальности, быть «как лётчик, как звезда». 

Настроение стихотворения «Ночь» необычное для данного жанра. В нём нет тени тумана, загадочной вуали. Оно «чистое», понятное, хоть и является философским, оно вдохновляющее, мотивирующее. 

Основная идея

Смысл стихотворения «Ночь» ясно выражен самим автором, который не стал хитрить и скрывать его от нас:

«Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.»

Последнее четверостишие является отражением авторского отношения к поднятой им теме. Поэт – заложник вечности, независящий от себя, посвятивший себя всем, кроме себя. Его основная задача – творить! Такова главная мысль стихотворения «Ночь».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Ночь» — подарок для того, кто хочет подкрепить свое теоретическое знание средств художественной выразительности примерами из литературы:

  1. Эпитеты: «ночные бары», «чужие города», «страшный крен», «какие-нибудь неведомые вселенные», «беспредельные пространства», «прекрасное далёко», «старинный чердак».
  2. Сравнения: «как будто небосвод относится к предмету его ночных забот», «как лётчик, как звезда».
  3. Метафора: «спящий мир», «лётчик уходит в облака», «он (лётчик) потонул в тумане», «струя тумана», «крестик на ткани», «метка на белье», «блуждают небесные тела», «горят материки», «Венера или Марс глядят», «ночные заботы», «борись с дремотой», «ты — вечности заложник у времени в плену».
  4. Олицетворение: «идет… и тает ночь», «всем корпусом… ложиться тень крыла».
  5. Анафора: 

«Идет без проволочек
И тает ночь, пока…»
«Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой…»

«Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну…»

  1. На протяжении всего произведения автором используется инверсия.
  2. В двух последних строфах автор применил такую фигуру, как повторение, дабы привлечь внимание читателя к данному выражению: «не спи, не спи…».

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector