Сочинение: Значение и роль пейзажа в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

(513 слов) В литературных произведениях пейзаж зачастую играют важную роль, а природа иногда является полноценным героем книги. Достаточно вспомнить, как силы природы помогли князю Игорю найти путь домой в «Слове о полку Игореве», как гроза в пьесе Островского положила начало борьбе нового и старого – продолжать можно бесконечно долго, а мы остановимся на роли пейзажа в романе Достоевского «Преступление и наказание». Описания природы становятся в книге предзнаменованием или прямой трансляцией сюжетного действия погодными условиями, а также демонстрируют эмоциональное состояния героя.

Свидригайлов назвал Петербург «городом полусумашедших». Именно такой, мрачный, угрюмый, немного мистический город – лучшая иллюстрация к «Преступлению и наказанию». Самоубийство женщины с ​желтым ​лицом, постоянный шум и драки на Сенной, тесные проходные комнаты – все декорации к убийству. Как и многое в романах Достоевского, пейзаж Петербурга двойственен. С одной стороны – это пыль и невыносимая духота:

Ужас у него душно, а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек» [Пульхерия Александровна].

С другой стороны – сырость. Это серый и пасмурный город, с грязными каналами и чёрной водой. Духота и грязь создают атмосферу безысходности, тягучести, липкости романа.

Главный «спойлер» книги — солнце. Солнечный свет ослепляет героя и сбивает его с ног так же, как его ослепляют мысли о сверхчеловеке. Его восприятие мира и общества искажено идеей. Выходя из своей маленькой, темной комнаты на верхнем этаже, герой с трудом смотрит на свет, у него начинает кружиться голова – ему плохо. Солнце в романе – отдельный герой, почти лучший друг Порфирия Петровича, мотив открытости, разоблачения убийцы. Оно как бы подсвечивает преступление Раскольникова. Яркий, бьющий в глаза свет предупреждает не столько о том, что преступление будет раскрыто – это второстепенно. Важнее то, что солнце так сильно и полно освещает теорию Родиона, что в ней видны все промахи и огрехи. Главный из них, конечно, почему Раскольников-то право имеет?

Раскольникова в его поступках часто сопровождает заход солнца. В литературной парадигме закат солнечный принято ассоциировать с закатом человеческой жизни. Первый раз он встречается Родиону в квартире старухи-процентщицы. Следующий закат настигает его после сна, где ему снятся Миколка и бедная лошадь. После пробуждения он отрекается от «проклятой мечты своей», но мы же помним про значение заката за окном? Значит, и закату жизни, и закату духовного существования – быть, а значит быть и убийству старухи, но что важнее – духовному убийству самого себя. Рассвет в жизни Раскольникова наступает лишь на каторге. Тогда он чувствует в себе любовь к Соне.

Еще одно значение пейзажа в романе – передача состояния героя. Темный, страшный, наводящий тоску и грусть пейзаж Петербурга связан с именем Свидригайлова, а именно с его последней ночью. В это время разразилась гроза, шумел ветер и хлестал дождь — вода в Неве была чёрная-чёрная. В своём сне он также видит ветер, врывающийся в комнату, брызги, снег, облепляющий лицо. Мотив темноты и страха перед смертью прослеживается в этом роковом эпизоде. Туман — важный спутник Свидригайлова, вся его жизнь проходит, как в тумане — бесцельно, во мгле и без надежд. Заканчивается она так же — Свидригайлов идёт по мосту, который окутан туманом. Тоскливый пейзаж предваряет его самоубийство.

Символизм пейзажей в «Преступлении и наказании» налицо – они предваряют дальнейшее развитие сюжета, транслируют психологическое состояния и мечты героев, служат им некими подсказками, и конечно же, создают гнетущую атмосферу города бесконечной грусти.


Многомудрый Литрекон написал это краткое сочинение-рассуждение, чтобы помочь читателям лучше понять роман Ф. М. Достоевского. Но если что-то все-таки осталось за кадром, напишите об этом в комментариях.

Автор: Анастасия Чернышева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *