Пороки в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)
«Мастер и Маргарита» – один из наиболее читаемых романов в мировой литературе. Написанная в первой половине ХХ века, книга остаётся актуальной и по сей день. Особенно важную роль в этом произведении играет острая социальная сатира – автор в форме шутки и гротеска обличает пороки современного ему общества.
Главной обличительной силой в художественном мире романа выступает Воланд – сам Сатана. Дьявол и его свита оказываются в советской Москве и тут же попадают в шумный поток людей, которыми правят жадность, грубость, глупость и невежество. Именно с появлением фантастической четвёрки (Воланд, Бегемот, Фагот, Азазелло) в городе начинают происходить пугающие, странные, даже дикие вещи.
Первыми «жертвами» Воланда становятся Михаил Берлиоз и Иван Бездомный. Берлиоз – образец косности мышления, закоренелости порочного невежества. Он слепо подчинён партии и советской власти и потому мыслит ограниченно, примитивно. Иван Бездомный в начале романа – бездарный писака, каких много в советской Москве. Он пишет богохульные тексты и громкие стишки, не вдумываясь в глубинный смысл написанного. В результате проделок свиты Воланда Берлиоз погибает под колёсами трамвая, а ополоумевший от ужаса Бездомный попадает в психиатрическую лечебницу.
Пьянство, грубость, невежество и жадность до денег – вот чем встречают Воланда москвичи. Ключевой для темы порочного романа является знаменитая сцена в театре Варьете, когда Воланд даёт там представление при помощи своей свиты. Москвичи, сами того не понимая, обнаруживают все свои пороки, тайные нечистые помыслы. Они готовы продать самих себя за волшебные деньги, которые сыпятся на них с потолка. Ситуация достигает апогея, когда конферансье Бенгальский по многочисленным просьбам-выкрикам из зала лишается головы. Москвичи в ужасе требуют вернуть голову на законное место. Именно тогда Воланд произносит своё знаменитое:
«Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны…. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
Ещё одной важной составляющей романа являются его Ершалаимские главы. В истории Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри поднимается тема трусости как самого страшного человеческого порока. Пилат чувствует невиновность Иешуа, несправедливо осуждённого в результате предательства собственного ученика, однако прокуратор Иудеи пасует перед общественным мнением и никак не предотвращает казнь невиновного мирного проповедника.
«Самым страшным человеческим пороком он считает трусость» – эти последние слова Иешуа Га-Ноцри, переданные Пилату начальником тайной стражи, навсегда врезаются в его память.
Единственное чистое, нетронутое пороком в романе – это любовная линия Мастера и Маргариты. Воланд становится покровителем их чувства, позволяет им воссоединиться и дарует им вечный покой после смерти.
Таким образом, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатана выступает как носитель высшей справедливости – он наказывает людей за их пороки и выступает на защиту светлого, чистого чувства настоящей любви.
Автор: Фаина Пастернак