Сочинение: История создания поэмы «Мертвые души» (кратко)

(459 слов) Произведение «Мертвые души», задуманное изначально Гоголем как комедия, за свою историю создания претерпело множество изменений. Долгие семь лет писатель менял содержание поэмы, переписывал, вставлял и убирал сатирические эпизоды, призванные высмеять негативные стороны общества. Конечно, он хотел показать читателю и добродетельные качества души русского человека — именно для этого была определена трехчастная форма произведения — но из-за трагического стечения обстоятельств герои так и не получили возможность искупления.

Читатель знает и помнит только первую часть произведения — «ад», где представлено общество мёртвых душ, погрязшее в своих пороках. За время путешествия, цель которого — собрать как можно больше не «списанных» после смерти крестьян, чтобы впоследствии их заложить, Чичиков встречается с другими предприимчивыми героями. Именно они, а не крепостные, как может показаться на первый взгляд, и являются настоящими «мертвыми душами». Каждый помещик олицетворяет свой порок, и путешественник движется от самых «легких» грехов до наиболее существенных. Его путь заканчивается в жилище «прорехи на человечестве» — помещика Плюшкина.

С поэмой были связаны известные имена: идею для сюжета Гоголю подсказал Александр Сергеевич Пушкин, а многие правки были внесены по предложению Василия Андреевича Жуковского. Композицию из трех частей, соответствующих нашим представлениям об устройстве загробного мира, Гоголю подсказало знаменитое произведение Данте Алигьери «Божественная комедия», где герой тоже проходит ад, чистилище и рай. С изданием книги же помог сам Белинский, но после выпуска, в 1842 году, в литературной среде разгорелась полемика: Николая Васильевича обвинили в ненависти к России. Видимо, яростные нападки критиков повлияли на его решение закончить работу над книгой, так ее и не дописав. Кроме того, автор отличался сильной религиозностью и прислушивался к своему духовнику, который выступал против продолжения работы над «Мертвыми душами», подчеркивая инфернальность этой книги. 

Второй том писался за границей, в Италии. По возвращении в Москву писатель продолжил работу, и там же, будучи в болезненном состоянии, сжег большую часть рукописи, содержание которой исследователи смогли частично восстановить из дневников и писем Гоголя. Известно, что центральный персонаж — помещик Чичиков — должен был пройти своеобразное «чистилище», чтобы в конце стать порядочным человеком, но этот замысел так и не был воплощен. Многие исследователи полагают, что второй шанс должен был получить и Плюшкин, потому что он был единственным барином, о котором автор рассказал так подробно. Более того, автор подметил выражение взгляда Плюшкина, который на мгновение как будто бы прояснился. А ведь глаза — это зеркало души. 

В уцелевших фрагментах рукописи была описана новая афера Чичикова. Он проник в государственные сферы и заручился поддержкой власть имущих. Однако за его похождениями внимательно следил честный чиновник, который должен был вывести его на чистую воду.

Критика отнеслась к «Мертвым душам» пристрастно. Мнения разделились: многие чиновники и работники реакционной печати очень резко высказались против книги и ее автора, а вот представители либерально настроенной прессы и многие литераторы чрезвычайно высоко оценили талант и зоркость Гоголя, который смог увидеть самое сердце России:

Мы сами считаем Гоголя великим поэтом, а его «Мертвые души» — великим произведением. (В.Г. Белинский)

Автор: Инна Колокольникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector